Аплодировали, что называется, семьями – то есть, дети и их родители. Причем, взрослые ничуть не уступали в проявлении эмоций своим чадам, что, однако, совсем не удивительно: все люди, в основном, до конца жизни в душе остаются детьми. Так что программа, адресованная в первую очередь юным зрителям, пришлась по вкусу самой широкой аудитории.
Начали с "Путеводителя по оркестру" Бенджамина Бриттена, небольшого, но чрезвычайно популярного сочинения симфонической музыки для детей. Всего за 20 минут эта занимательная вещица позволяет познакомить юных слушателей с инструментами симфонического оркестра, научить различать их "голоса" – "глубокий" и "прозрачный", "бархатистый" или "блестящий", "сочный" или "нежный".
Кстати, и взрослые отнеслись к такому "ликбезу" с неподдельным интересом. Далеко не все знают состав оркестра, а учиться, как известно, никогда не поздно, тем более, если "учебное пособие" представлено в столь увлекательной форме.
Переход от скрипок к альтам, от виолончели к контрабасу и от флейты к гобою и фаготу демонстрирует диапазоны высоко и низко звучащих инструментов, перепутать которые просто невозможно. Их вовремя назовет рассказчик, в роли которого выступил молодой актер, выпускник Школы-студии МХАТ Илья Ромашко.
"Деревянные духовые инструменты по звучанию напоминают игрушечные дудочки", – комментирует он и переходит к медным духовым инструментам, поясняя, что валторна, например, "сделана из медной трубки, свернутой в круг". А дальше столь же образно поведает о тромбоне и тубе, тарелках и бубне, ксилофоне, кастаньетах и гонге. А потом все они сольются в финальной фуге, которую мощно и ярко исполнит оркестр Большого театра, подвластный палочке молодого дирижера Алексея Богорада. И публика устроит артистам оглушительную овацию.
Во втором отделении зрители с восторгом примут премьеру оперы Мориса Равеля "Дитя и волшебство". Она ведет свою историю с 1925 года, когда впервые увидела свет рампы в театре Монте-Карло, и с тех пор пользуется фантастическим успехом во всем мире, по праву завоевав титул самой блестящей оперы для детей.
Но в Большом театре она не ставилась никогда. Лишь дважды этот 45-минутный шедевр Равеля прозвучал здесь три года назад в концертном исполнении интернационального состава вокалистов под управлением французского дирижера Бенджамина Пьоннье.
И вот теперь, наконец, в ГАБТе создан собственный полноценный оперный спектакль "Дитя и волшебство". Его постановку осуществил известный английский режиссер Энтони Макдональд. Будучи художником по образованию, он всегда уделяет приоритетное внимание визуальному ряду. Для детской оперы в Большом он создал великолепные декорации и более 200 костюмов, которые были изготовлены в Лондоне, Риме, Петербурге и Москве. А исключительного качества парики сделаны лучшим постижером Европы Кэмпбэллом Янгом.
Спектакль получился потрясающе красивым и по-настоящему волшебным. Достаточно сказать, что в нем поют даже кресла и кушетки, а также часы, чайники и чашки. Со всей этой утварью, согласно либретто, "воюет" злой, непоседливый мальчик. В итоге он, конечно, перевоспитывается и становится добрым и послушным, как и полагается в сказке.
Но, судя по реакции зала, разразившегося долго не смолкавшими аплодисментами, юные зрители поверили, что подобные метаморфозы возможны и в реальной жизни. Хочется надеяться, что великая сила искусства поспособствует ребятам утвердиться в этом мнении.
Сегодня сдвоенную премьеру бриттеновского "Путеводителя по оркестру" и оперы Равеля "Дитя и волшебство" дадут снова, причем, дважды – утром и вечером.
По материалам: www.itar-tass.com