Александр Рудин, художественный руководитель фестиваля и участник всех его концертов, давно славится своей любовью к редкой музыке. Однако на этот раз его желание удивить превзошло все ожидания: были представлены два произведения, которые никогда не звучали в России (Симфония соль минор Леопольда Кожелуха и Концерт для скрипки с оркестром Михаэля Гайдна); часть программы исполнялась на исторических инструментах (особенно запомнился уникальный хаммерклавир, копия с инструмента бетховенского времени). Состав исполнителей также был интригующим: помимо всеми признанных солистов ансамбля "The Pocket Symphony" и оркестра "Musica viva", на фестиваль были приглашены Таллинский камерный оркестр, скрипач из Венгрии Барнабаш Келемен, подающее надежды российское трио Алена Баева – Александр Бузлов – Вадим Холоденко и, наконец, хор "Musica viva" с молодыми солистами, пока еще не завоевавшими признание московской публики.
Единственным спасением для тех, кто не очень любит неожиданности, были до боли знакомые опусы Гайдна. Однако в окружении музыки его современников и они приобрели совсем иное звучание. Так, например, соседство "Венецианской" симфонии Антонио Сальери и гайдновского "Утра" заставило заметить, с какой непринужденностью и остроумием Гайдн смешивает оркестровые тембры и как он "играет" с инструментальными соло. "Вечер камерной музыки", на котором прозвучали Cоната Й.М. Шпергера, Квартет Й.Шоберта, "Венский квинтет" Й.М.Крауза и транскрипция Симфонии "Сюрприз" Гайдна, дал почувствовать дух аристократического салона, где все настолько чинно-благородно, что лишь внезапный удар литавр способен разбудить дремлющую публику, а также увидеть, ценой каких композиторских усилий был наконец обретен традиционный состав квартета или квинтета. А Симфония "Борьба человеческих страстей" К.Д.Диттерсдорфа, как и масштабная месса Гайдна, продемонстрировали, что даже беспечные музыканты были в XVIII веке всерьез заняты проблемами нравственности, хотя и рассуждали о них на языке светского танца, порой весьма легкомысленном.
Современных музыкантов волнует не только вопрос "что?" звучало в ту или иную эпоху, но и "как?" играть эту музыку теперь. Участники нынешнего фестиваля решали его по-разному. Так, Назар Кожухарь и его ансамбль старались быть исторически точными, их исполнение было эмоционально сдержанным, без излишне громкого звучания, недоступного для инструментов того времени. Александр Рудин неожиданно предстал в амплуа клавириста, весьма искусного, несмотря на то, что его игре порой недоставало нужного блеска. Может быть, виной тому капризный инструмент: музейный воздух оказался для него чересчур влажным, и поэтому он звучал не очень ярко. А вот Барнабаш Келемен совсем не заботился об исторической достоверности. Его экспрессивная трактовка Концерта Михаэля Гайдна приближалась к романтической традиции.
Йозеф Гайдн никогда не стремился выделиться из числа своих собратьев по цеху. Быть может, поэтому его музыка звучит столь естественно рядом с творениями его современников. Наверное, если бы композитор вдруг попал на посвященный ему фестиваль, он бы остался доволен.
Татьяна Бунина, газета "Культура"