Фестиваль Российского национального оркестра – четвертый, поэтому его уже можно назвать традиционным. Еще одна традиция – завершать форум духовной музыкой. В прошлом году в последний вечер звучал «Реквием» Верди. На этот раз – «Маленькая торжественная месса» Россини. За пультом Альберто Дзедда. Дзедда считается главным мировым специалистом по Россини. Детально изучает его творчество и биографию, руководит крупнейшим фестивалем композитора. «Кто, как не он должен открыть сегодня всем нам новое в этом жанре, в этой музыке, – считает тенор Дмитрий Корчак. – Вы услышите, что Россини – это не только голые техничные ноты, но это и потрясающая музыка с большой душой и сердцем». «Россини может звучать очень просто и легко, – добавляет бас Мирко Палацци. – Но Дзедда открывает в нем внутреннюю драматургию. Без его интерпретации эта театральность просто не существовала бы». Дирижер, у которого необычайно тихий мягкий голос, с оркестром даже во время репетиций общается в основном жестами. Как говорят сами музыканты – из рук маэстро исходит свет и тепло, которые способны и объяснять нюансы партитуры и наполнить атмосферу трепетом. «Он проповедует принцип пения, причем пения именно инструментального, – рассказывает народный артист России, концертмейстер РНО Алексей Бруни. – И поэтому в подавляющем большинстве случаев именно в инструментальных приемах он хочет добиться исключительного благозвучия протяженности пения». «Маленькая месса» – особенное сочинение и для Россини и для Дзедды. Композитор, прославившийся операми-буфф, обратился к противоположному жанру. Первоначально месса была написана для фисгармонии, позже сам автор сделал партитуру – но одна часть оставалась по-прежнему в клавире. Ее оркестровал Альберто Дзедда. «В XVIII веке итальянская религиозная музыка уже не писалась для церкви, – отмечает дирижер. – При жизни Россини это сочинение звучало только в залах. Для храма она слишком экспрессивна. В ней больше чувственности, чем мистики. Россини дает почувствовать очень реалистичные эмоции – и через них выражает религиозные темы». Маленькая торжественная месса – последнее произведение Россини. Его музыкальное завещание. Каждому исполнителю и слушателю предстоит – открывать послание композитора.
Большой фестиваль РНО завершился исполнением музыки Россини
Кстати