Для дирижера Дмитрия Юровского конец года – сплошной праздник, день рождения отца, тоже дирижера, Михаила Юровского, Рождество, Новый год. И множество концертов. Этот запомнится серьезным творческим испытанием. Внезапно заболел солист, Андрей Гаврилов.
«За полчаса до концерта выясняется, что он плохо себя чувствует, концерт отменять невозможно, – говорит Дмитрий Юровский. – До последнего момента не знали, что будет».
Ситуацию спас оказавшийся в зале Александр Гиндин. После концерта он скажет: такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло, мы будем вспоминать, как будто это было вчера. Не было не то, что репетиций, толком даже обговорить детали не удалось.
«Мы успели договориться, в каком темпе будем начинать. Зал-то уже хлопал. Это призыв к бою», – рассказывает Александр Гиндин.
Произведение хорошо известное и дирижеру и пианисту и… публике. Культовый 3-й концерт Рахманинова! Конечно, он давно в репертуаре Гиндина. Но последний раз пианист исполнял его в сентябре, на открытии сезона в Омске. И спустя три месяца в Москве – даже с неразыграными руками.
Этот был тот самый случай, когда музыка рождалась прямо на глазах публики. Всегда внимательный к солистам Дмитрий Юровский на этот раз буквально считывал с рук намерения пианиста.
Идеальный ансамбль, тонкое взаимопонимание, глубокое и очень свое видение признанного шедевра. Для Александра Гиндина это выступление – еще и вызов самому себе. Рахманинов – особая страница в его профессиональной жизни. Все записи Рахманинова – знает, что называется, наизусть.
«Слушаю, по возможности, ежедневно, – рассказывает Александр Гиндин. – Любимый пианист. Учитель, в японском смысле слова, Рахманинов-сэнсэй. В первую очередь не Рахманинов-композитор, а Рахманинов-пианист, планета. Слушать и учиться».
Выдержка и самообладание – на сцене, эмоции – за сценой, а потом, совсем уже после концерта можно и поволноваться, вспоминая многочисленные детали этого вечера.