В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 15 февраля 2019 года прошла мировая премьера – опера современного российского композитора Александра Вустина «Влюбленный дьявол».
С такими сочинениями как «Влюбленный дьявол» Александр Титель никогда прежде не сталкивался. Работая над постановкой, шел от музыки композитора.
«Связь с вечной темой, если судить по названию. Пока жив человек, будет жить искушение, которое несет фигура Дьявола»,
– отмечает режиссер-постановщик, худрук оперной труппы Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.
Опера Александра Вустина – по роману французского писателя XVIII века Жана Казота. Сам автор называет его Фаустом по-французски. Молодой дворянин, с помощью оккультных наук и магии вызывает дьявола. Принимая разные обличия, тот в итоге оказывается женщиной.
«Это не опера, а синтетическое музыкально театральное сочинение, где есть место и музыкальному авангарду, и театральным экспериментам»,
– рассказывает дирижер Владимир Юровский.
«Влюбленный дьявол» – первая опера Александра Вустина. 30 лет рукопись пролежала в столе композитора. Писал не на заказ, для себя. Уникальный состав оркестра, без первых и вторых скрипок, альтов, виолончелей, зато есть саксофоны, синтезаторы, электроорган и расширенная группа ударных. По задумке композитора, одним из инструментов должна была быть ослиная челюсть.
«Потихоньку вам скажу, мы выбрали лошадиную челюсть, только никому не рассказывайте. Они прикладываются одна к другой, и сверху исполнитель ударяет по верхней челюсти, и получается характерный стук дребезжащий зубов»,
– делится композитор Александр Вустин.
Звуковая палитра- яркая, сочная, колоритная. Постмодернисткая партитура: смешение времен, стилей и направлений. Где даже Владимир Юровский за пультом оркестра появляется не только в амплуа дирижера. Эксперимент, который превращается в увлекательную интеллектуальную игру, где каждая деталь, в том числе и каждый элемент декорации, может оказаться цитатой. И носорог, сделанный из 18 000 пивных пробок.
Искусительницу-дьяволицу на сцене воплощает Дарья Терехова. После «Царевны Лебедь» – это иной образ.
Главная партия у Антона Росицкого, приглашенный солист сравнивает ее с музыкальной эквилибристикой. Показ оперы «Влюбленный дьявол» на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко лимитирован – 4 спектакля в этом сезоне и столько же – в следующем.
Лидия Алешина, Новости культуры