В серии “Historical Russian Archives”, издающей легендарные записи из фондов Гостелерадио СССР, вышла антология архивных записей Гидона Кремера.
В своих мемуарах “Ин@родный артист” Гидон Кремер сознавался, насколько трудно музыканту играть то, к чему у него лежит душа, а вовсе не то, чего требует публика или менеджмент. Подробная иллюстрация этому – недавно выпущенная антология архивных записей Кремера, где традиционный скрипичный репертуар чем дальше, тем теснее соседствует с царапающими слух сочинениями Шенберга, Веберна и Штокхаузена.
Бах, Моцарт, Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Паганини – даже странно слышать их сочинения в таком количестве от Кремера, чье имя прочно ассоциируется с творчеством Шнитке, Губайдулиной, Пярта, Канчели. Противоречия, впрочем, нет. Можно даже сказать, что вслед за величайшим композитором ХХ века Игорем Стравинским (в кремеровском комплекте из 10 CD русский композитор-модернист представлен раритетной Элегией для альта или скрипки соло) Гидон Кремер воспринимает музыку разных эпох как единое целое.
Записи свидетельствуют о том, что к подобному артистическому кредо скрипач шел с самого начала. Например, запись 1967 года – Кремеру 20 лет: виртуозное кантабиле Паганини, изящная пьеса Щедрина “В подражание Альбенису” и тут же рядом сложнейшая чакона из сольной сонаты Бартока. Ее юный Кремер показывал Ойстраху перед поступлением в консерваторию, ее же играл в Большом зале год назад: играл незабываемо, но исполнение 40-летней давности по-своему не менее совершенно.
Интрига серии, в которой вышла кремеровская антология, в том, что в свое время записи из фондов Гостелерадио СССР не без шума уплыли за рубеж. Теперь они возвращаются в Россию по более чем доступной цене. В отличие от предыдущих выпусков, посвященных великим мастерам прошлого (Рихтер, Гилельс, Ростропович, Шафран, Берман), в кремеровском случае – речь об исполнителе, который и сейчас в расцвете сил.
Тем интереснее узнавать, как он играл 30 и более лет назад. Каприсы Паганини – до решающей победы на конкурсе Чайковского еще три года. “Последняя роза лета” Эрнста – сложнейшая миниатюра, с которой Кремер занимает на конкурсе первое место. Пьесы Берио и Штокхаузена – Кремер уже не новоиспеченный лауреат, но записной возмутитель спокойствия. Скоро он покинет СССР. Сочинения Мартынова и Лурье – наступила перестройка, Кремер вновь играет в Советском Союзе.
От списка композиторов и музыкантов, представленных в антологии, захватывает дух: концертом Баха дирижирует Давид Ойстрах, сочинениями Мендельсона и Мартынова – Юрий Башмет, а чего стоят дуэты с Татьяной Гринденко и Олегом Майзенбергом.
Еще одна запись 20-летнего Кремера: скрипичная соната Вадима Салманова, тут же концерт Кара Караева – незаслуженно забытая и, как выясняется, великолепная музыка. Немало есть и для любителей “популярной классики”, например, менуэт Боккерини или блюз из сонаты Равеля.
Зато в антологии нет равелевской “Цыганки”, одной из самых эффектных пьес скрипичного репертуара. Как вспоминает Кремер, когда-то он собирался сыграть ее своему наставнику Ойстраху, тот спросил: “Зачем тебе эта “Цыганка”?.. Знаешь, я эту пьесу всегда ставлю в программу концерта, если мне некогда заниматься”.
Илья Овчинников, “Газета”