
Санкт-Петербургский барочный ансамбль под руководством Андрея Пенюгина впервые записал самые ранние сочинения русской академической музыки.
В третьем релизе серии «Опыты Максима Казака», представлены первые русские образцы в жанрах скрипичного концерта и клавирных вариаций, а также сочинения, в которых впервые были использованы русские мелодии (симфонии Далольо и Фейхтнера). Альбом получил название “Первые Русские: Национальная тема в русском искусстве XVIII века”.
Самый ранний русский скрипичный концерт был написан еще в первой половине XVIII века. Имя автора на титуле манускрипта из Дрезденской библиотеки — синьор Казак (Signore Cossaque). За этим прозвищем может скрываться один из бандуристов, отправленных из Петербурга учиться в Дрезден. Первым был Тимофей Белоградский, вторым — Иван Степановский. Музыка Концерта для скрипки с оркестром до минор показывает незаурядный талант автора и оригинальность мышления.
Автор первого русского сочинения для клавира — Елизавета Белоградская (ок. 1740 — ок. 1764). В историю русского искусства она вошла как исполнительница партии Прокрис в первой русской опере («Цефал и Прокрис» Александра Сумарокова и Франческо Арайи). Вариации на тему Й. Штарцера представляют Белоградскую как виртуозную клавесинистку. Сочинение это можно воспринять как автопортрет молодой, изящной девушки с хорошим чувством юмора.
Русские мелодии, так знакомые нам по творчеству Глинки и его последователей, были безумно популярны в XVIII веке. Уже к концу столетия музыка в России имела отчетливое национальное «произношение». Первым композитором, использовавшим русские темы был Доменико Далольо (ок. 1700 — 1764). Русская и Казацкая симфонии, написанные им в Петербурге в самом начале царствования Елизаветы Петровны, стали одним из свидетельств «национального» курса, взятого дочерью Петра Великого.
Далольо, который прожил в России почти 30 лет, несомненно может считаться русским композитором. Его творчество, почти забытое сейчас, представляет яркие образцы позднего барокко и рококо. Скрипка в руках Андрея Пенюгина создана отцом композитора.
В 1771 году в Риге была издана Русская симфония Франца Адама Фейхтнера (1741 — 1822). Первая же тема симфонии — мелодия, знакомая нам со словами «Ах вы сени мои, сени».
Первую половину своей творческой жизни Фейхтнер провел в Митаве, при дворе курляндского герцога Петра Бирона. В конце XVIII века Фейхтнер переехал в Петербург, где прослужил более 20 лет.
Все сочинения записаны впервые. Диск выпущен лейблом ReachSound.Art и представлен на всех основных музыкальных сервисах, а также в формате CD.
Слушать альбом в Яндекс.Музыке
Санкт-Петербургский барочный ансамбль под управлением Андрея Пенюгина образован в 2023 году петербургскими музыкантами, специализирующимися в области исторического исполнительства. В основе репертуара ансамбля — неизвестная русская музыка XVIII века.
Контакты для комментариев: [email protected]
Пресс-служба проекта