Германия празднует 150-летие выдающегося немецкого композитора Рихарда Штрауса. Его произведениям посвящен новый цикл наших подкастов.
Сегодня Рихард Штраус (Richard Strauss) знаменит прежде всего как композитор оперный. Но ранний период его творчества и первая слава связаны не с операми (первые из них, “Гунтрам” и “Погасшие огни”, особенно удачными не были), а с симфоническими поэмами.
“Канат над бездной”
Написанное в 1889 году произведение Штрауса “Смерть и просветление” (“Tod und Verklärung”) – третья после “Макбета” и “Дон Жуана” уверенная “проба пера” в полюбившемся жанре, открывающем большие возможности для стилистических маневров. Как и другие, более поздние симфонические поэмы, “Смерть и просветление” – вещь программная. Она рассказывает, как говорит название, о мучительной смерти героя, его страданиях – и посмертном просветлении, вознесении души.
Особенно религиозным Рихард Штраус ни в жизни, ни в творчестве не был. Но юному максималисту, безусловно, был близок тезис любимого им Фридриха Ницше (Friedrich Nietsche), говорившего о том, что Бога следует искать в собственной душе.
Не случайно десятилетие спустя Штраус пишет “по Ницше” другую знаменитую симфоническую поэму – “Так говорил Заратустра”. Центральный постулат философского романа-трактата Ницше –
“Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной”.
Этот тезис безусловно разделял и композитор.