Концертный диск особенно притягателен для слушателя, он создает иллюзию сопричастности. В наибольшей степени это относится к различным фестивальным записям: теоретически можно повторить один концерт, но не программу нескольких дней или недель, в течение которых менялись составы участников.
Фестиваль в Лугано, который возглавляет знаменитая пианистка Марта Аргерих, с 2004 года представляет свои избранные записи на CD.
Два свежих выпуска этой серии показались наиболее интересными.
Фестиваль Марты Аргерих появился в 2002 году и за семь лет стал одним из крупнейших летних музыкальных форумов Европы. Скрипачи Максим Венгеров и Дора Шварцберг, виолончелисты Миша Майский и Готье Капюсон, пианисты Ефим Бронфман и Лилия Зильберштейн регулярно приезжают сюда музицировать.
Программы в Лугано всегда отличались разнообразием, но поначалу на CD издавали лишь хиты романтической музыки – камерные ансамбли Брамса, Шуберта, Шумана, Дворжака, Бетховена, Мендельсона. Только изредка в их тесную компанию удавалось вклиниться Моцарту, Прокофьеву или Шостаковичу. Предпоследний тройной альбом с фестивальными записями продолжает эту тенденцию: первую его половину занимают виолончельная соната Мендельсона и целых три сочинения Шумана. Исполнены они великолепно, в особенности Три фантастические пьесы (версия для флюгельгорна и фортепиано), которые в дуэте с самой Мартой Аргерих сыграл трубач-виртуоз Сергей Накаряков.
Вторая половина альбома радует разнообразием стилей и имен, которого недостает первой. Здесь и такое не часто исполняющееся сочинение, как Квинтет Танеева, и Первая скрипичная соната Шнитке, в которой композитор, отказываясь от подражания Шостаковичу, уже нащупывает путь к обретению собственного стиля.
Приятный сюрприз ожидает слушателя в конце альбома – виолончельный концерт Фридриха Гульды. Сочинение, созданное более 20 лет назад и сочетающее в себе элементы классики, джаза, фламенко и многого другого, считается образцом жанра, который ныне называется crossover. На виолончели под аккомпанемент духового оркестра с усиленной ритм-секцией и электрогитарами играет Готье Капюсон – постоянный участник фестиваля. Дирижирует Александр Рабинович-Бараковский, известный также как композитор-минималист.
Наиболее удачным в серии следует назвать самый последний выпуск с записями концертов прошлого лета. Если в предыдущих альбомах сама Аргерих играла роль “свадебной генеральши” и участвовала иной раз в записи одного-двух сочинений, то здесь без нее не обошлось большинство номеров.
Среди них выделяются фортепианные дуэты, такие как “Моя матушка-гусыня” Равеля, Фантазия Моцарта для механического органа в переложении Бузони или Вариации Лютославского на хрестоматийную тему Паганини. Бетховен с Шуманом присутствуют и здесь, однако на этот раз с ними соседствуют Барток, Мессиан и даже Глинка с его Большим секстетом для фортепиано и струнных.
Получилась разнообразная и нескучная подборка. Глядя на афишу последнего фестиваля, остается только гадать, какие из шедевров исполнительского искусства войдут в следующий альбом с записями из Лугано.
ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ, “Газета”