В австрийской деревне Локенхауз и в немецком городке Геймбах завершились два фестиваля камерной музыки.
Общего между ними немало: дух бескорыстного музицирования, разнообразие репертуара, постоянное расширение круга участников.
И хотя в это же время проходят масштабные фестивали, длящиеся по несколько недель, значение более скромных форумов не менее велико. Достаточно посмотреть на фамилии участников и послушать фестивальные записи.
Фестивалем в Локенхаузе руководит скрипач Гидон Кремер. C первых лет своего существования форум, которому почти 30 лет, открывал новые имена: многие из тех, кто выступал здесь в юном возрасте, теперь известны всему миру. Сюда и сейчас приезжают молодые: гобоист Алексей Огринчук, виолончелистка Кристина Блаумане, альтист Максим Рысанов.
Записи концертов выходят нерегулярно, что не мешает участникам форума представлять в Локенхаузе свои новые диски. Рысанов, лучший альтист поколения 30-летних, постоянный участник московского фестиваля “Возвращение”, записал новый альбом с пианисткой Эвелин Чанг.
Он составлен так, что сочинения разных жанров и эпох слушаются как целое. Сонаты Франка и Глинки соседствуют с миниатюрами Брамса, Энеску, Фрэнка Бриджа и нашей современницы Добринки Табаковой. Влияние Кремера, вместе с которым Рысанов играет не первый год, несомненно, ощущается в том, что программа преподнесена не как набор пьес разных авторов, но как самоценное произведение искусства, принадлежащее уже исполнителю.
С искусством тех, кто приезжает к пианисту Ларсу Фогту в Геймбах, могут познакомить записи, сделанные непосредственно на фестивале: с момента его основания они выходили практически ежегодно. Теперь, когда форум прошел в 11-й раз, лучшее за первые 10 лет собрано в коробке из 14 CD.
От имен исполнителей кружится голова: скрипачи Юлия Фишер и Кристиан Тецлафф, альтистки Табеа Циммерман и Ким Кашкашьян, виолончелисты Генрих Шифф и Борис Пергаменщиков (его памяти посвящено издание), кларнетист Майкл Коллинз и многие другие.
За несколько лет здесь прозвучало такое количество камерной музыки, что из фестивальных записей можно составить фонотеку небольшой радиостанции.
Во-первых, золотой фонд камерного ансамбля – Гайдн, Шуберт, Брамс, Чайковский. Во-вторых, классика ХХ века – “Сказка о солдате” Стравинского, “Ночь просветленная” и Камерная симфония Шенберга, “Квартет на конец времени” Мессиана, Трио Шостаковича.
В-третьих, раритеты вроде Сонаты Моцарта для фагота и виолончели, Квинтета Прокофьева, Сонаты Хиндемита для 10 инструментов – настоящая антология европейской музыки за два с половиной века.
Атмосфера праздника передана настолько живо, что даже хорошо знакомые сочинения хочется переслушивать вновь и вновь: все номера без исключения исполнены на подъеме.
На последнем диске записан финальный концерт фестиваля 2006 года: гротескный вокальный цикл “Восемь песен сумасшедшего короля” Питера Максвелла Дэвиса плюс написанная по заказу Ларса Фогта и его команды композиция “Воспоминания”, а между ними – Двадцать третий концерт Моцарта, где Фогту аккомпанирует оркестр, составленный из участников фестиваля. Редкий случай, когда не возникает вопроса, нужна ли еще одна запись сочинения, которое и без того записано раз двести.
Илья Овчинников, “Газета”