В начале июля не стало Федора Дружинина – выдающегося альтиста, композитора, педагога, ученика Вадима Борисовского, его преемника в квартете имени Бетховена.
Вслед за Борисовским – первым преподавателем Московской консерватории по классу альта – Дружинин пропагандировал и расширял альтовый репертуар, при его участии впервые прозвучали многие сочинения Шостаковича, Шнитке, Вайнберга, Волконского и других.
На диске звучат три сонаты для альта и фортепиано – Глинки, Рубинштейна, Шостаковича. Неоконченная соната Глинки, опубликованная в 1932 году в редакции Борисовского, – один из примеров музыки, которая, хотя и не отмечена индивидуальным почерком автора, кажется знакомой с первых нот.
Не менее любопытна соната Рубинштейна, напоминающая о сочинениях Брамса; примечательно, что его знаменитые альтовые сонаты появились почти через сорок лет после рубинштейновской.
Соната Шостаковича представлена на диске самой первой записью, сделанной вскоре после премьерных исполнений в Ленинграде и Москве.
В своих воспоминаниях Дружинин называет немало замечательных сочинений, которые ему доводилось играть, однако совершенно очевидно, что на первом месте среди них для артиста была Альтовая соната Шостаковича – прощальное сочинение композитора, которое завершает этот диск, также оказавшийся прощальным.
Илья Овчинников, “Московские новости”