Московский джазовый саксофонист Алексей Круглов и его друзья-“классики” играют Баха так, словно до них его никто не играл.
В фамилии BАСН четыре буквы. И в слове JAZZ – тоже.
Может быть поэтому известный московский саксофонист (и деятельный продюсер) Алексей Круглов пригласил для записи джазового альбома на, так сказать, основе музыки Баха еще троих своих друзей – композитора и органиста Игоря Гольденберга, органистку Юлию Иконникову и гитариста Яака Соояара, так что вместе они образовали как раз квартет.
И записали альбом, который получил непереводимое и красноречивое название – Baroque Art. Contemporary Harmony. Что буквально означает “Барочное искусство. Современная гармония”. Но складывается все в ту же аббревиатуру – BACH.
Эта двунаправленность, колебание между формой и содержанием, прослеживается на протяжении всех 47 минут альбома, всех его 13 композиций.
Квартет то вполне канонично следует гармоничным партитурам первой половины XVIII века, причем мягкий альт-саксофон москвича Круглова строго ведет свою партию, а гитара эстонца Соояара лишь изредка позволяет себе свободную джазовую фразировку. То вдруг музыканты “скидывают пудреные парики” и взрываются яростным фри-джазом, обыгрывая и преломляя с привлечением “живой электроники” всю ту же тему BACH, то есть при замене букв нотами “си-бемоль-ля-до-си”, и расщепляя знаменитую токкату и фугу ре-минор в духе весьма радикального авангарда.
А в одном треке – интерпретациях не менее знаменитой “Музетты” – Игорь Гольденберг не просто “дает свингу” на своем органе, а словно хочет напомнить слушателям, что вообще-то этот величественный инструмент не только король барокко 1700-х годов, но и император психоделии семидесятых.
Конечно, Круглов со товарищи – далеко не первый неакадемический состав, обратившийся к наследию Баха. Начиная с триумфального диска трио француза Жака Лусье “Play Bach” (1959) одного из самых трудолюбивых и упорядоченных классических композиторов интерпретируют самым неожиданным образом .
Но Круглов нашел свой подход к Баху.
“За 20 лет джаз прошел дорогу от собственного барокко до авангарда, повторив путь классики, проделанный ею за несколько столетий. Новоджазовая эстетика близка инновациям актуальной академической музыки – оба направления при всей их разности идут рядом, взаимообогащая друг друга”,
– объясняет Алексей Круглов свой подход в аннотации. И успешно подтверждает это самим альбомом.