Реставрация Дома-музея Римского-Корсакова в Тихвине Ленинградской области продолжается.
Комнаты и фасады здания воссоздают в том виде, в каком они были при жизни композитора.
Элен Викторовна Бордовская говорит, что не просто работает в Доме-музее Римского-Корсакова, а служит семье великого музыканта. Но если раньше исследовали жизнь деда, отца, матери или брата композитора, то сейчас, когда идет реставрация, главный герой – сам дом.
«На бревнах, под дранкой, сверху была штукатурка, и под дранкой мы нашли небольшой, где-то два сантиметра, фрагмент бордюра. И по бордюру восстановили те обои, которые в этой комнате были»,
‒ рассказала директор Государственного мемориального дома-музея Н. А. Римского-Корсакова Элен Бордовская.
Вот эти кусочки. Им более двух столетий. Чтобы воссоздать весь рисунок, специалисты соединяют обрывки словно пазл. А потом уже компьютерная программа моделирует недостающие фрагменты.
«Это помещение на мезонине оказалось самым щедрым. Почти все стены были с сохранившимися обоями. Такие большие фрагменты. И это нам дало возможность восстановить их»,
‒ добавила Элен Бордовская.
При этом новые обои выглядят как старые, которые в XIX веке рисовали вручную. Вот на них ‒ характерные потеки. Там же, где невозможно воссоздать рисунки, реставраторы ищут аналоги в специальной литературе, в живописи того времени. Или основываются на общепринятой практике. Как это было с крышей и фасадом.
«В первой половине XIX века дома строились по образцовым планам. Не по принципам: “кто во что горазд”, цвет был принят палевый. Палевый цвет обшивки и обязательно зеленая крыша»,
‒ пояснила Элен Бордовская.
Научные сотрудники музея долго не могли решить, какой отрезок времени взять за основу реставрации. В итоге, выбрали период с 1831 по 1862 годы. Эти 30 лет включают изменения в доме, которые застал Николай Андреевич Римский-Корсаков. К концу лета следующего года первые посетители увидят особняк почти таким, каким его запомнил великий русский композитор.
Алексей Комаров, Новости культуры