
В центре Москвы по улице Остоженка, дома 4 и 6, рабочие разрушили усадьбу Римских-Корсаковых начала XVIII века.
Вместо нее предприниматель Владимир Семенихин собирается построить многоэтажный дом с подземной парковкой.
Часть фасада исторического здания будет сохранена, однако кроме нее ничего больше не останется, а на этом месте к 2020 году появится элитный жилой комплекс Allegoria Mosca.
Строительством занимается компания «Стройтэкс» с Владимиром Семенихиным во главе совета директоров. Уточняется, что сам предприниматель называет себя «любителем русского искусства», хотя до этого его компания занималась сносом дома Зиминой и доходного дома начала прошлого века.
Участок, на котором расположена усадьба, упоминается как собственность петровского стольника Андрея Римского-Корсакова уже в 1700 году. В 1717 году там строится каменное здание. Во время пожара 1812 года оно вместе с еще несколькими строениями между улицами Остоженка и Пречистенка не было уничтожено огнем.
Внутри дома по сей день сохранялись остатки парадных интерьеров второй половины XIX века – старинные печи, карнизы, лепнина.
В 1814 году Николай Римский-Корсаков приобрел у А. И. Мухановой соседнее владение – дом №6.
Палаты Римских-Корсаковых ценны не только древними стенами, ведь в доме №4 часто бывал композитор Петр Чайковский и снимал квартиру художник Василий Суриков (пока расписывал храм Христа Спасителя). В доме №6 в 1957 году поселился в коммунальной квартире писатель Василий Аксенов.

После революции дом №4 долгое время занимал диспансер, который перевели в другое место после пожара, произошедшего на излете 90-х. Здания
– сгоревший дом №4 и оставшийся без жильцов коммунальных квартир дом №6 – пришли в запустение. Особняки обнесли строительными лесами.
“Наиболее ценный из двух домов – №4”,
объясняет краевед Александр Иванов.
“Если брать во внимание исключительно исторический аспект. Это неисследованные палаты 1740 годов, поэтому теоретически там может обнаружиться и что-то более древнее.
Авторы нового проекта обещают сохранить дом №4, но плохо, что хотят ликвидировать дом №6, хоть он не такой ценный. Это ампирный особняк сенатора Муханова, который много раз перестраивали. Архитектура здания достаточно простая, но это городская среда, которая должна быть сохранена”.
Борьба за сохранение первозданного вида обоих зданий Римских-Корсаковых началась еще в нулевые, когда во времена точеных застроек мэра Юрия Лужкова перестраивали многие старинные дома.
Первый раз по распоряжению правительства Москвы дома намеревались снести в 2004 году, но тогда инвесторам не удалось воплотить в жизнь свой проект гигантского многофункционального комплекса.
В острую фазу противостояние активистов и застройщиков перешло в 2017 году. Когда департамент культурного наследия отказался включить палаты Римских-Корсаковых в список, защищающий исторические здания от сноса, градозащитники решили изменить статус дома №4 через суд.
“Мы выносили информацию в публичное пространство, направляли письма в мэрию”,
– рассказала депутат МО Лефортово Александра Андреева.
“Подавали заявку на постановку дома №4 на охрану, как объект культурного наследия. Упоминали здание на разнообразных митингах в защиту культурного наследия.
Семенихину написали открытое письмо с призывом сохранить эти здания, но предприниматель на него не отреагировал”.
В результате планировавшийся полный снос двух зданий №4 и №6 удалось отменить.
“Нам удалось изменить проект строительства новых омерзительных объектов, и в 2018 году с Архсоветом Москвы был согласован последний вариант проекта, который и собираются реализовать в ближайшее время”,
– говорит Андреева. Ее, впрочем, новый проект также не устраивает.
Правда, департамент культурного наследия оценивает действия Семенихина положительно.
“Можно с удовлетворением констатировать, что инвестор серьезно работал над проектом, откликнулся на рекомендации привлечь к нему архитекторов, умеющих творчески работать в городской исторической среде.
Безусловно, были приняты во внимание и четкая позиция нашего департамента о необходимости сохранения зданий в соответствии с градостроительными регламентами, и обращения общественности”,
– говорил глава ведомства Алексей Емельянов.
Сообщается, что 14 марта Совет депутатов муниципального округа Хамовники выразил протест по поводу сноса исторических зданий и потребовал от мэра Москвы Сергея Собянина «пересмотреть градостроительную политику в центральной части Москвы, отказавшись от уничтожения ценных объектов историко-градостроительной среды, составляющих живую ткань исторического города».

Ужасно больно
Мнение европейца: :
un arriviste mediocre, pour empocher une paire de millions de dollars, detruit le temoin exceptionnel d’une des references musicales mondiales, la propriete du compositeur Rimsky-Korsakov. Et les dirigeants politiques de ce pays le lui permettent et facilitent son entreprise.
Est-il si diffcile pour la richissime ville de Moscou, capitale de la Federation de Russie de proteger son patrimoine et son histoire ? ou bien est-il preferable de singer minablement la puissance symetrique, vide de toute culture, les Etats-Unis d’Amerique, avec ses pauvres deux siecles d’histoire mal ecrite ?…
Les dirigeants politiques ci-devant n’ont sans doute plus le niveau culturel et intellectuel adequat pour endosser l’envergure de leur fonction et de leur nation: ils pensent que leur culture ne vaut que quelques millions de dollars…
Pauvres imbeciles.
Точно сказано. Бедные слабоумные…
Не бедные!…. Но слабоумные!!!!!!!
Письмишко от европейца-то – чистейший фейк..
Поздравляю вас, госпожа (или господин) соврамши!
Одним памятником меньше. За то бабок больше! Кому нужны эти ” памятники”?
В этой истории мне очень нравится идеально размытая граница бесстыдства, определяющая территорию современной Орды: “Во время пожара 1812 года здание вместе с еще несколькими строениями между улицами Остоженка и Пречистенка не было уничтожено огнем.” Зато в 2019 году с благоволения мэра Собякина и опричных людей его – здание пошло под ковш. А ранее “департамент культурного наследия отказался включить палаты Римских-Корсаковых в список, защищающий исторические здания от сноса”. Очевидно, у культуры нет защиты против бабла. И фейк-министр культуры, обожатель пыточной старины Иоанна эль Террибля – яркий символ этой эпохи.
“Совет депутатов муниципального округа Хамовники выразил протест по поводу сноса исторических зданий и потребовал от мэра Москвы Сергея Собянина «пересмотреть градостроительную политику в центральной части Москвы, отказавшись от уничтожения ценных объектов историко-градостроительной среды, составляющих живую ткань исторического города». –
Это что?! Хохма?! Какой протест, депутаты, вы о чем? о том чего уже нет и быть не может?
Всё идёт прямо по Гоголю:” Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя” (Н.В. Гоголь, “Ревизор”, 1835 г.)
Все это возмутительно! Так не любить культуру России.. Старая Москва это огромный культурный пласт.. Ради наживы сносить памятники архитектуры.. Это ВАРВАРСТВО!!! ПОТОМКИ НЕ ПРОСТЯТ!
О чем вы?! Какие потомки?! Сейчас воспитывают так, что некому будет выражать протесты! Это пока живо поколение, воспитанное в духе патриотизма в СССР, есть ещё возможность услышать какие-то протесты, а потом будет выжженная пустыня – то, чего и добиваются правители нынешней рф.
Галина! Вы плохо информированы. Культурное наследие разрушают как раз те, чьи предки были нашими”воспитателями”))))))). Семенихина – правнучка Косыгина, генерала НКВД Гвишиани, внучка академика Гвишиани, чья деятельность в советское время была очень неоднозначна. Не было бы советских “патриотов”, не было бы и разрушенных и снесенных зданий. Наверное, Вы очень молоды, не знаете, сколько памятников культуры было разрушено, сколько шедевров продано за бесценок
Желаю Семенихину и всем тем, кто имел отношение к сносу, сдохнуть в самых страшных мучениях в течение ближайших месяцев. Проклинаю их от имени всех музыкантов России и мира! Да будет так.
Интересно, когда-нибудь мы узнаем, кому и сколько платили Семенихин и прочие “строители” за право ломать и строить в историческом центре столицы России?
А где-то опубликован проект будущего строения? Если они привлекли архитекторов, умеющих работать с исторической средой и оставляют часть дома, реконструируя ее, м.б. получится что-то приличное?