28 января 2020 альтист Сергей Полтавский сообщил о том, что претензии РАО к его фестивалю признаны необоснованными по семи из восьми пунктов.
Это произошло через три дня после того, как стало известно о претензиях РАО к фестивалю “Viola is my life” за исполнение музыки композиторов, которые либо давно умерли, либо не существуют, на сумму 320 тысяч рублей.
РАО штрафует альтиста Полтавского за исполнение музыки XVIII века
Публикация вызвала значительное количество отрицательных откликов в социальных сетях. Как указал Сергей Полтавский, ему удалось быстро наладить диалог с представителями РАО благодаря посредничеству первого заместителя генерального директора фирмы “Мелодия” и члена совета директоров РАО Карины Абрамян.
В публикации журнала “Музыкальная жизнь” (Карина Абрамян также является председателем совета директоров издательства “Композитор”, которому принадлежит журнал) говорится о том, что руководитель Управления сборов вознаграждения Петр Миленин в беседе с корреспондентом издания подтвердил, что изначально сумма компенсации в претензии была определена из расчета 40 тысяч рублей за одно зафиксированное произведение (в соответствии с Постановлением Авторского Совета РАО от 03.09.2019 года № 4).
Однако в настоящее время организация считает конфликт исчерпанным, поскольку
«организатором публичного исполнения произведений предоставлены разрешения правообладателей на использование их произведений без выплаты авторского вознаграждения».
Сергей Полтавский, в свою очередь, подтвердил тот факт, что РАО сняло претензии к его фестивалю:
«Ситуация на 90 процентов разрешилась. Пока еще официального отказа от претензий я не получил, но уже есть письмо от менеджера РАО, где говорится, что по пунктам с 1 по 7-й претензий больше нет.
РАО также попросила предоставить подтверждение от Роберта Дэвидсон в иной формулировке. Я лично с ним знаком, не вижу проблем. Мы получим этот документ в течении недели. В письме менеджер РАО обещает в скором времени прислать официальный документ об отказе от претензий».
ClassicalMusicNews.Ru обратились за комментарием в пресс-службу РАО. Пресс-служба организации оперативно ответила на запрос, однако текст комментария ничем не отличался от публикации в журнале “Музыкальная жизнь”, ссылка на которую указана выше.
Сергей Полтавский также опубликовал заметку на Facebook, где сообщил подробности о разрешении конфликта с РАО:
“Он вам не Фазинский)))
Я ошибался. Не каждый может обидеть альтистов. Конфликт с РАО, в целом, исчерпан и мы считаем нужным сделать некоторые комментарии. (hint: в конце поста можно послушать музыку)
Con amore
Мы очень любим авторов, композиторов – которые пишут для нас музыку, приходят на наши исполнения, и иногда даже сами ее играют. Спасибо за это, за то что сразу откликнулись, что были готовы всячески подтверждать свое разрешение на исполнение! Дина Суфиярова, Anya Pospelova, Руст Позюмский и Роберт Дэвидсон – вы чудесные!
Сon brio
Огромное спасибо всем, кто переживал, делал репосты, комментировал и следил за ходом событий. Ваша поддержка была очень важна для нас!
Мы чувствовали насколько эта ситуация актуальна для всех неравнодушных к музыке людей. Многие поделившиеся – сами музыканты, которые организовывали свои большие или небольшие концерты и не хотели бы оказаться в подобной ситуации.
Думаю, что именно широкая огласка послужила причиной такого быстрого разрешения этой ситуации. Но в будущем, очень хотелось бы, чтобы механизмы защиты авторских прав работали без нелепых ошибок и сбоев, чтобы были довольны и авторы, и исполнители, и организаторы концертов.
Risultamento
Представители РАО принесли извинения. Семь из восьми предъявленных пунктов РАО признало либо необоснованными, либо ошибочными, согласившись с нашими позициями и по Марену Маре, и по Русту Позюмскому.
По последнему пункту мы договорились уладить некоторые формальности, связанные с тем, что автор состоит в австралийском аналоге “РАО” – APRA.
Lugubre
очень расстроили следующие вещи:
- что претензия РАО сразу была в жесткой форме, напоминающей “наезд”
- совершенно несопоставимая сумма претензии по сравнению с общим сбором с концерта. (Претензия была на сумму 320 т.р, а сбор с концерта в ДОМе – около 60 т.р)
- мы предполагаем, что представители РАО присутствовали на концерте и делали запись, которую потом расшифровывали со слуха, видимо с этим связана ошибка в фамилии Руста Позюмского. Прискорбно, что такие серьезные претензии выдвигаются на основе таких неаккуратных и непрофессиональных действий.
- мы предполагаем, что сервис Timepad в автоматическом режиме передает информацию о всех концертах в РАО. Нам нечего скрывать, у нас были все разрешения, но само осознание факта тотального контроля сильно расстраивает нас, с нашей идеей авангардно-маргинального фестиваля, превращаю ее в пост-апокалиптическую
- многие музыканты и композиторы совершенно не разбираются в теме авторских прав, что на самом деле очень важно, поскольку наша профессия неразрывно связана тем или иным образом с ними: композиторы обладают правами на свои сочинения, исполнители правами на свои записи, либо исполнители хотят играть музыку других авторов и т.д.
По прочтении комментариев обратил внимание на две распространенные и неверные точки зрения (после консультации с юристами)
- “все права” принадлежат РАО, нужно просто смириться с этим, заключить с ними договор и получать удовольствие; альтернатив РАО нет.
Это не так! РАО неявно продвигает и поддерживает такой выгодный для нее миф, часто умалчивая о других возможностях авторских отчислений – о возможностях прямого лицензионного договора с автором (точнее правообладателем).
- РАО не имеет никаких прав, это самозванцы, которые собирают деньги с несчастных авторов.
Это тоже не так! Если авторы и бывают несчастными, то РАО это единственная счастливо аккредитованная государством структура, которая действует (или пытается действовать) в соответствии с гражданским кодексом
- у меня нет договора с РАО – оно не имеет право требовать деньги за исполнения моих произведений.
Имеет! Это происходит по умолчанию, хотя многим вполне обоснованно не нравится. Нужен явный письменный отказ (полный или частичный) от этого.
Мы постараемся сделать краткую памятку для музыкантов, чтобы они понимали в какой ситуации они могут столкнуться с претензиями от РАО, как на них реагировать и как избежать. Потому что, как мы поняли, это интересно очень многим.
Если у концертных организаций есть для этого профессиональные юристы, то музыканты только начинающие заниматься собственными концертами (в неклассической среде, это очень распространенное явление) часто находятся в совершенном неведении.
Con grazia
Мы получили очень много предложений по юридической и даже финансовой помощи, к сожалению всех не получится упомянуть, потому что они в комментариях к многочисленным репостам.
Спасибо Карина Мелодия (Carina Melodia) за самый существенный вклад в решение конфликта.
Большую помощь в консультациях нам оказал Роман Полианчик – опытнейший юрист в сфере авторского, которого посоветовал композитор Pavel Karmanov.
Екатерина Родионова предложила бесплатно представлять наши интересы в случае передачи дела в суд, она организует мероприятия со свободным входом.
Спасибо СМИ, благодаря которым эта нелепая история стала поучительна, Борис Лифановский и другим.
Также откликнулись:
Сергей Подьяпольский, Александр Кондратенко и многие другие
Musica curat corpus et anima
Глубоко в тайне мы очень надеемся, что вы спросите – а из-за чего весь сыр бор-то? Что за музыка Марена Маре вызвала такой резонанс? Поэтому публикуем исполнение “Картина Хирургической операции” Марена Маре, опубликованной в 1725 году. Исполняют – Руст Позюмский (Rust Pozyumsky), Anna Orlova и Alisa Ten. За видео спасибо Аркадий Пикунов”.
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru