25 января 2020 альтист Сергей Полтавский сообщил на странице своего проекта “Viola is my life”, что Российское авторское общество предъявило ему иск за исполнение музыки композиторов, которые либо давно умерли, либо не существуют.
Согласно информации, которую предоставил Сергей Полтавский, Российское авторское общество планирует взыскать с него 40,000 тысяч рублей за исполнение произведения композитора Марена Маре, скончавшегося в 1728 году.
В соответствии с современным законодательством срок охраны исключительных прав на произведения, в том числе созданные в соавторстве либо обнародованные после смерти автора, должны быть не ниже сроков, установленных Бернской и Римской конвенциями, а также принятой на их основе Соглашением ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) или Соглашение ТРИПС (англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, сокращенно TRIPS) – международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.).
Павел Карманов обвинил МХТ им. Чехова в воровстве своей музыки
В Бернской Конвенции предусматривается продолжительность срока охраны авторских прав — все время жизни автора плюс как минимум 50 лет после его смерти.
Государства-члены Европейского Союза, следуя соответствующей директиве ЕС, увеличили срок защиты — срок жизни автора и 70 лет после его смерти.
В Российской Федерации в настоящее время, в соответствие с действующей нормой ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, а в случае если произведение было опубликовано анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.
В целом РАО предлагает Сергею Полтавскому выплатить 320,000 рублей за исполнение 10 сентября 2019 года 8 произведений, якобы входящих в реестр РАО и незаконное исполнение которых якобы было зафиксировано представителями РАО во время концерта.
В ответ на это предложение Сергей Полтавский опубликовал заметку на странице своего проекта в Facebook, полный текст которого предлагается ниже.
В комментариях к этому сообщению Сергей Полтавский также написал, что вошел в контакт с представителями РАО, и организация планирует реакцию на его сообщение в понедельник, 27 января 2020.
“Уголовное пРАО или 240 тысяч рублей за несуществующих композиторов
Альтиста может обидеть каждый. Некоторые пытаются даже вымогать деньги. 320 000 рублей. За исполнение современной музыки. (240 т.р. за несуществующих композиторов, выдуманных РАО, и 80 т. р. за существующих, но давших разрешения на исполнение)
Вступление
10 сентября 2019 года в Культурный центр ДОМ прошёл светлый праздник авангардной музыки, настоящий виольный дебош, нежно любимый в ограниченных кругах фестиваль “Viola is my life”.
К нашему 5-летнему юбилею доблестная организация под названием РАО также приготовила свой скромный сюрприз. Требует от нашего маленького фестиваля 320000 рублей.
Историческая справка
для тех кто не знает что такое РАО и как в действительности оно занимается “защитой авторских прав” в нашей стране:
Бывший директор РАО Сергей Федотов знаменит двумя вещами: он купил шотландский замок Грант XV века и тем, что был приговорил к 1,5 года колонии общего режима. Нанесенный ущерб составил 297 млн рублей.
РАО предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет.
В феврале 2017 года стали известны результаты аудита о деятельности бывшего топ-менеджмента РАО: через нелегальные схемы из организации были выведены сотни миллионов рублей
Несмотря на то что сейчас в РАО новое руководство, методы, видимо, остаются старыми.
Кантус фирмус
Единственное, чем мы занимаемся на нашем маленьком но гордом фестивале – это пропаганда. Пропаганда современной и неизвестной музыки для альтов и виол. Мы исполняем произведения современных авторов (но не только). Композиторы специально для нас пишут музыку. Они дают нам разрешение на её исполнение и присутствуют на концертах. Композиторы, исполнители и публика счастливы. И только РАО считает, что мы нарушаем права авторов и незаконно требует от нас деньги.
Главная партия
Права каких же авторов, считает РАО, мы нарушили, исполнив их произведения?
А вот каких – права господина Марена Маре (1656-1728), исполнив его произведение “Картина Хирургической операции”. За исполнение музыки 18 века эта бескорыстная организация требует у нас всего 40000 рублей. Фото нарушителей прилагается. Что существенно, в РАО даже не поняли, что мы исполняли Маре. Указав исполнителей: Alisa Ten, Anna Orlova и некоего господина Руста Фазинского, запомните это имя, о приключениях которого будет далее.
Побочная партия
Возможно вы скажете – “с кем не бывает, в РАО работают обычные люди, ну перепутали господина Марена Маре с Жаном Маре”. Возможно так и было. Но это только экспозиция, вишенка на торте.
Многие знают меня как организатора фестиваля “Viola is my life”, но я не один, мы принимаем решения вместе с Irena Sopova, Дарья Филиппенко (Darya Filippenko), Руст Позюмский (Rust Pozyumsky) и др.
Наш фестиваль полностью некоммерческий, все участвуют совершенно добровольно из любви или жалости к альтам, виолам и разной хорошей музыке. Среднее количество участников концерта на фестивале 15-20 человек, среднее число проданных билетов 80-100, остальные это гости – друзья и родственники.
Полученный гонорар с билетов полностью уходит на банкет для всех участников после концерта.
Разработка
Руст Позюмский (Rust Pozyumsky) – композитор, гамбист, альтист, один из ключевых участников и организаторов нашего фестиваля. В этот раз он исполнил собственные произведения из цикла “Песни” – канты Березка, Дубок и др. Руст дал разрешения нам и себе (потому что мы одновременно являемся организаторами фестиваля) на исполнение своей музыки. Разрешения были отправлены в РАО до начала фестиваля.
Кульминация
Что же по этому поводу думает РАО в присланном письме? Эта чудесная организация считает, что мы исполнили 4 песни некоего Руста Фазинского и требует за них 160000 рублей, по 40000 рублей за песню! По признанию же настоящего автора, Руста Позюмского, это успех, никогда еще его творчество не было так высоко оценено в денежном эквиваленте!
Очевидно, что деньги за произведения вымышленного Руста Фазинского требуемые РАО никогда не дойдут до настоящего автора цикла “Песни” Руста Позюмского, но возможно на это и расчёт! Ведь это так клёво требовать деньги за несуществующего композитора, чтобы оставить их себе! А что, так можно было? ©
Сдвиг в побочной
Первым номером в списке произведений идёт “Against”, написанное Anya Pospelova. В тексте РАО вместо нее значится ансамбль Kymatic. Кстати, Анна присутствовала на концерте и разрешение от нее у нас тоже, конечно было, как и было оно у РАО.
Кода первой части
В остальных трех случаях авторы произведений указаны правильно, но и в них у нас есть разрешения от правообладателей. Поэтому не будем на них концентрироваться.
Конец первой части и продолжение следует…
Друзья, нужна консультация юриста по авторскому праву по этому вопросу, чтобы прекратить незаконные претензии этой компании.
Поделитесь этим постом
- чтобы предупредить музыкантов организующих собственные концерты быть готовым к ситуации, когда все разрешения от авторов есть, но “доблестные защитники” считают обратное;
- если считаете что такое поведение организации, созданной для защиты авторских прав неприемлемым.
P.S. Как справедливо замечают, в письме всего два столбца, один из них название, второй исполнитель. Если действительно имеются в виду исполнители этих произведений, тогда тем более, РАО даже не потрудилось установить настоящих авторов, чтобы узнать, например, в каком веке они жили.
Это лишний раз доказывает непрофессионализм и рейдерскую манеру ведения дел РАО: “борзо наехать”, а там глядишь и бабло за несуществующих композиторов можно себе в карман положить, как уже бывало”.
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru