Большой концерт с участием мировых оперных звезд будет организован в память Дмитрия Хворостовского, который скончался в среду.
Об этом рассказал художественный руководитель Армянского академического театра оперы и балета имени Спендиарова, главный дирижер Каунасского симфонического оркестра, коллега и друг Хворостовского Константин Орбелян.
“Я не знаю еще, что это будет конкретно, так как только утром (22 ноября – прим. ред.) пришла печальная новость, но это точно будет грандиозное мероприятие, не какого-то локального уровня”,
– заверил он.
“Это мероприятие будет четко и серьезно продумано и исполнено, будут приглашены все коллеги Дмитрия, его прекрасные друзья, певцы мирового класса, которые выступали с ним по всему миру, в Метрополитен-опера”,
– подчеркнул он.
“Это будет что-то обязательно грандиозное, такая задумка есть”.
Орбелян напомнил, что недавно, в честь 55-летия певца, вышел альбом с записью оперы Джузеппе Верди “Риголетто” при участии мировых звезд, где главную партию исполняет сам Хворостовский.
“Мы записали “Риголетто” прошлым летом в Каунасе,
– рассказал маэстро.
Дмитрий Хворостовский впервые записал оперу Верди “Риголетто”
“Запись сделана под маркой компании DELOS Productions, с которой Дмитрий сотрудничал все последние 19 лет, а я выступил как главный дирижер Каунасского симфонического оркестра и Каунасского хора”.
В записи приняли участие звезды Метрополитен-опера – американская сопрано Надин Сьерра, итальянский тенор Франческо Демуро и другие.
После работы над “Риголетто” Хворостовский и Орбелян записали в Санкт-Петербурге вокальную поэму Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина “Отчалившая Русь”. По словам маэстро, Дмитрий очень ждал выхода этого диска, и в последнее время с удовольствием вспоминал о нем.
“Хворостовский сам хотел сделать этот проект, и, я считаю, у нас получилось очень удачно”,
– отметил Орбелян.
Все годы, что мы вместе работаем, – это совершенно оригинальное, необычное время, начиная с того, как мы познакомились, заканчивая проектами, которые вместе делали”.
По словам Орбеляна, он виделся с Хворостовским еще во вторник, когда приезжал к нему в Лондон.
“Было понятно, что он уже серьезно болен, но мы пообщались с ним, и я попрощался, так как улетал в Москву, где меня и встретила эта новость”,
– отметил Орбелян.
По его словам, ни в последние дни, ни на недавнем юбилее, ни ранее Хворостовский не любил разговаривать о болезни и испытаниях, выпавших на его долю.
“Он вообще был всегда в хорошем настроении и никогда не зацикливался на болезни, на себе”,
– сказал дирижер,
“Дмитрий этот факт просто принимал – получилось так и получилось, он не страдал как-то по этому поводу особо, ему было просто некогда, он был занят.
Первые полтора года (после постановки диагноза – прим. ред.) у него были постоянные концерты, всегда было запланировано следующее выступление – Metropolitan Opera, наши гастроли, записи, что-то еще,
– пояснил Орбелян.
“Он занимался одновременно и лечением, и карьерой. Уже потом, когда после падения Дмитрий повредил связку в плече в мае этого года, работать было сложнее”,
– отметил он.
“Хотя и в то время, 2 июня, мы выступили с ним с концертом в его родном Красноярске”.
Уникальный артист, друг и коллега
“Он был уникальным артистом, уникальным человеком и уникальным другом”,
– подчеркнул маэстро.
“Это был артист планетарного, всемирного масштаба – он был гордостью России, уникальным во всех отношениях – от внешности до неслыханной работоспособности, неописуемого умения детального прочтения партитуры, проникновения в замысел, в слово, в интонацию – это совершенно неповторимо.
Были хорошие баритоны и красивые голоса, но был только один Хворостовский”,
– заметил он.
Однако, по словам Орбеляна, Хворостовский очень не любил, когда его хвалили.
“Он терпеть не мог сидеть и слушать, как его хвалят – ни на дне рождения, ни после концертов, – никогда”,
– вспоминает маэстро.
“Он говорил, что все это ерунда, и не хочет слышать. Ему скорее было интересно знать от других, что он не так сделал, но это было крайне редко – когда он делал что-то не так”,
– заметил дирижер.
“Он вообще не любил, когда о нем говорили. Часто после концерта, когда обсуждали выступление, он просил: уже все, ребята, перевернули страницу, концерт закончился, и давайте говорить о других вещах”.
Орбелян рассказал о том, как познакомился с Хворостовским.
“В 1999 году я специально приехал в Нью-Йорк из Москвы на его концерт – Дмитрий пел вместе с Рене Флеминг на сцене музыкального зала Lincoln Center отрывки из “Евгения Онегина”. Я дождался, когда все ушли из зала, подождал его в артистической, подошел к нему, представился, сказал, что очень рад познакомиться”,
– вспоминает он.
По словам Орбеляна, когда Хворостовский узнал, что дирижер приехал в США из России лишь на один день специально, чтобы услышать его, то обнял и сказал: “Мы будем друзьями навсегда”.
“Так и получилось”,
– признал Орбелян.
“Мы начали вместе работать, потом он уехал жить за границу, и уже позже, когда приезжал на гастроли, то всегда останавливался в моей квартире в Нью-Йорке, что, наверное, нас еще больше сроднило”.
За прошедшие 18 лет тесного сотрудничества Орбеляна и Хворостовского ими были совместно записано более 20 альбомов.
Наталья Славина, ТАСС