Ученый провел несколько дней, пытаясь рассмотреть вычеркнутые даты в рукописях ранних симфониях Моцарта. Выяснилось, что пять симфоний великого композитора датированы неправильно.
Английский ученый Джон Артур считает, что сделал, возможно, самое важное открытие, связанное с Моцартом, за последние 30 лет: общепринятые даты создания пяти симфоний, написанных Моцартом в 17 и 18 лет (в 1773 и 1774 годах), являются неверными.
“Я был совершенно ошеломлен, абсолютно!”
– говорит Артур.
“Это открытие полностью меняет наше понимание произведений, которые Моцарт написал в этот период”.
Симфонии, о которых идет речь, являются частью коллекции рукописей девяти симфоний, собранных в один том отцом Моцарта, Леопольдом, включающей в себя некоторые самые знаменитые ранние произведения композитора, такие, как симфония №25 K. 183 (“малая соль минорная”). Эту музыку можно услышать, например, в начале фильма Милоша Формана “Амадеус”.
Некоторые ошибки в датировании составляют всего несколько дней, другие -несколько месяцев. Как утверждает Джон Артур, до сих пор ошибочно были датированы 5 симфоний:
- Симфония №24 K182 B-dur, написана 1 октября 1773 года, а не 3 октября;
- Симфония №26 K184 E-dur, написана в ноября 1773 года, а не в марте;
- Симфония №27 K199 G-dur, написана в январе 1774 года, а не в апреле 1773;
- Симфония №28 K200 C-dur, написана в феврале 1774, а не в ноябре 1774;
- Симфония №30 K202 in D-dur, написана 16 мая 1774, а не 5 мая 1774.
На первый взгляд такие расхождения могут показаться незначительными, однако в действительности они важны, учитывая молодость и плодовитость Моцарта – даже одна неделя могла изменить очень много в жизни и творчестве молодого гения.
“Это было время, когда он превращался в того Моцарта, которого мы знаем, время, когда Моцарт стал Моцартом”,
– рассказывает Артур.
“Моцарт в тот период попадал под различные влияния каждый месяц, и это открытие в значительной степени меняет подход к этому времени в его биографии”.
Ученый приводит пример:
“Мы знаем, что летом 1773 года Моцарт побывал в Вене, и ранее считалось, что две из упоминаемых симфоний были написаны до этой поездки. Но теперь ясно, что они были написаны после Вены, в ноябре и январе. И если вы, зная это, посмотрите на партитуры этих симфоний, то сразу станут видны влияния и те вещи, которым Моцарт научился за эту поездку”.
Открытие позволит ученым заполнить несколько “белых пятен” в биографии Моцарта. Например, до сих пор не было известно ни об одном сочинении композитора, написанном в первые три месяца 1774 года.
“Совершенно ничего не было известно”,
— сокрушается Артур. И продолжает:
“Зато теперь мы знаем, что Моцарт делал в начале 1774 года. Это потрясающе!”
Не все девять симфоний из упомянутого тома датированы неправильно, но Джон Артур считает, что открытие правильных дат написания для пяти из них является очень важным:
“В симфониях К.183 и К.201, которые датированы правильно, содержатся настоящие чудеса, которые могут быть объяснены и поняты намного лучше, если мы знаем правильные даты написания окружающих их симфоний. Рассматривая их в правильном контексте, можно понять, каким образом Моцарт пришел к тем или иным решениям”.
Тайна времени написания этих симфоний возникла по причине того, что кто-то грубо вычеркнул даты из оригинальных партитур. Возможно, это было сделано для того, чтобы появилась возможность выдать их за более зрелые произведения, а не сочинения подростка.
“Датирование этих симфоний Моцарта всегда было проблемой”,
— поясняет Артур.
“Кто-то – мы не знаем, кто – уничтожил датировки в авторских рукописях, поэтому в последние 200 лет это было загадкой и проблемой”.
В течение XIX и большей части XX века рукописи находились в руках частных лиц и ученые не имели к ним доступа. Единственный, кому удалось получить манускрипты для исследования, был швейцарский музыковед Франц Гиглинг – это случилось в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Его неверные выводы относительно датировок вошли в издание каталога Кёхеля в 1964 году.
Каталог Кёхеля – это полный список произведений Вольфганга Амадея Моцарта в хронологическом порядке. Обычно обозначается аббревиатурой K или KV. К настоящему моменту было выпущено восемь редакций каталога. Основные изменения и нововведения были внесены в третьей и шестой редакции.
Первая редакция списка всех произведений Моцарта, составленного Людвигом фон Кёхелем, вышла в 1862 году под заголовком «Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amadé Mozarts» («Хронологический и тематический каталог полных музыкальных произведений Вольфганга Амадея Моцарта»). В каталоге были перечислены все известные Кёхелю произведения Моцарта с номера 1 (фрагмент для клавесина, написанный Моцартом в детстве) по 626 (Реквием).
Шестая редакция каталога, подготовленная Францем Гиглингом, Гердом Сиверсом и Александром Вайнманом, была выпущена в 1964 году. В этой редакции была продолжена традиция приписывания к номерам малых букв для вставки новых произведений. Для того, чтобы добавить произведение между двумя другими, уже пронумерованными малыми буквами, к номеру дополнительно приписывалась большая латинская буква.
Седьмая и восьмая редакция каталога представляют собой перепечатку шестой без каких-либо изменений.
Джон Артур говорит об этом:
“А ведь люди считают – раз это Кёхель, значит, там всё правильно”.
В настоящее время рукописи этих симфоний являются “жемчужиной в короне” Библиотеки Морган в Нью-Йорке. Она передана коллекционером Робертом Овеном Леманом на долговременное хранение.
Джон Артур, исследователь наследия Моцарта и консультант отдела книг и рукописей аукционного дома Сотбис в Лондоне, неожиданно для себя обнаружил, что его старший коллега, Франц Гиглинг, указал даты создания симфоний Моцарта неправильно. У него на это ушло три дня.
“Читаются эти даты очень сложно, а у меня в распоряжении было лишь увеличительное стекло. Но если присматриваться долго, то можно всё рассмотреть. Поэтому для меня довольно удивительно, что кто-то читает, допустим, апрель 73, в то время, как там написано январь 74”.
Марк Браун, “The Guardian“