22 июня 2015 Берлинский филармонический оркестр провел пресс-конференцию, на которой объявил имя своего нового главного дирижера.
Подавляющим большинством голосов им был выбран Кирилл Петренко.
Он займет этот пост в 2018 году, сменив на нем Саймона Рэттла.
Во время пресс-конференции член правления оркестра Петер Ригельбауэр сказал:
“Это было решение, которое было принято прежде всего в пользу музыки. Маэстро Петренко всегда сконцентрирован прежде всего на партитуре, а не на себе”.
Петер Ригельбауэр также добавил, что после того, как оркестром было принято решение предложить Кириллу Петренко этот пост, маэстро подтвердил свое согласие по телефону, и сказал:
“Крепко обнимаю весь оркестр!”
Также на пресс-конференции было зачитано письмо Кирилла Петренко оркестру, в котором он пишет:
“Мои чувства невозможно описать словами – все, от эйфории и большой радости до трепета и сомнений. Я осознаю ответственность и большие ожидания, которые на меня возлагают, и постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы стать достойным дирижером этого выдающегося оркестра. Помимо этого, я жду множества моментов артистических удач во время наших совместных занятий музыкой, которыми будет вознаграждена наша тяжелая работа и которые наполнят смыслом нашу жизнь, как артистов”.
Один из членов правления оркестра отметил, что Кирилл Петренко дирижировал Берлинским филармоническим оркестром три раза. Первый раз – в 2006 году.
“Обычно, после первой встречи оркестра с новым дирижером, мы обсуждаем, стоит ли приглашать его вновь. Тогда, в 2006 году вопрос стоял иначе: когда мы вновь сможем его прогласить!”
Изначально имя нового руководителя оркестра должно было быть объявлено 12 мая 2015, однако в тот день какие-то причины помешали это сделать. Объявление результатов несколько раз откладывалось, и в конце концов член правления оркестра Петер Ригельбауэр объявил, что выборы не принесли результата. Тогда он сообщил, что повторные выборы главного дирижера Берлинского филармонического оркестра состоятся «в течение года».
Одним из наиболее вероятных кандидатов назывался Андрис Нельсонс, однако слухи не подтвердились. Вообще же назначение главного дирижера одного из самых легендарных оркестров в мире сопровождалось огромным количеством гипотез.
Большой дирижёрский вопрос: кто возглавит Берлинский филармонический оркестр?
В российской прессе даже появилась версия о том, что этот пост может занять Теодор Курентзис, однако она оказалась всего лишь неправильно понятым переводом материала одной из немецких газет.
Курентзис может возглавить Берлинский филармонический оркестр
Главного дирижера Берлинского филармонического оркестра выбирают сами оркестранты путем прямого голосования. Они делают это в церкви на юго-востоке Берлина, обсуждение кандидатур и голосования (в несколько туров) происходит в обстановке секретности, участникам выборов запрещено пользоваться мобильными телефонами.
Берлинский филармонический оркестр был основан в 1882 году. За последние 60 лет у него было три художественных руководителя: Герберт фон Караян (1954–1989), Клаудио Аббадо (1989–2002) и Саймон Рэттл (2002–2015).
Нынешний главный дирижер Саймон Рэттл оставит свой пост в 2018 году. Английский дирижер собирается вернуться на родину и возглавить Лондонский симфонический оркестр.
Кирилл Петренко родился в г. Омске. Учиться музыке начал в г. Фельдкирхе (Федеральная земля Форарльберг, Австрия), затем продолжил свои занятия в Венском университете музыки и исполнительских искусств, где его педагогом был известный дирижер словенского происхождения, профессор Урош Лайович.
В качестве оперного дирижера дебютировал в 1995 г. в Форарльберге, продирижировав оперой «Давайте создадим оперу» Б. Бриттена. В 1997-99 гг. работал в Венской Фолксопер.
В 1999-2002 гг. был главным дирижером в театре Майнингена (Германия), где дебютировал, продирижировав оперой «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, и стал музыкальным руководителем нашумевшей постановки «Кольца нибелунга» Р. Вагнера (премьеры опер, входящих в тетралогию, были последовательно показаны за четыре вечера), а также постановок опер «Кавалер роз» Р. Штрауса, «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Питер Граймс» Б. Бриттена.
В 2002-07 гг. был главным дирижером берлинской Комише опер. Дирижировал спектаклями текущего репертуара, концертами, был музыкальным руководителем постановок опер «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Дон Жуан», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Питер Граймс» Б. Бриттена, «Енуфа» Л. Яначека.
Дирижировал спектаклями дрезденской Земпер-опере, Венской государственной оперы, Театра Вены, Оперы Франкфурта и Лионской оперы, выступал на фестивалях «Флорентийский музыкальный май», «Звучащий смычок/ KlangBogen» (Вена), на Единбургском и Зальцбургском фестивалях. «Пиковая дама» стала его дебютным спектаклем в барселонском театре Лисео и Баварской государственной опере (Мюнхен), «Дон Жуан» — в Парижской национальной опере (Опера Бастилия), «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — в Королевской опере Ковент Гарден, «Веселая вдова» Ф. Легара — в нью-йоркской Метрополитен-опере.
Сотрудничал с оркестрами Кельнского, Мюнхенского и Венского радио, северо-германского и западно-германского радио, «РАИ» Турина, филармоническими оркестрами Берлина, Дуйсбурга, Лондона и Лос-Анджелеса, Лондонским, Венским и Гамбургским симфоническими оркестрами, Баварским государственным оркестром, лейпцигским Гевандхаус-оркестром, оркестром Кливленда, а также оркестрами Мадрида, Флоренции, Дрездена, Лиссабона и Генуи.
В 2013 году стал музыкальным руководителем Баварской государственной оперы.
ClassicalMusicNews.Ru