
Три российских композитора напишут новую музыку к самому известному фильму Сергея Эйзенштейна
К 100-летию фильма «Броненосец «Потёмкин» Союз композиторов России при участии Эйзенштейн-центра и Центра киномузыки Московской консерватории объявлял опен-колл на создание новых музыкальных партитур к великой немой ленте Сергея Эйзенштейна.
По результатам отбора победителями стали три композитора Союза:
- Роман Цыпышев (Екатеринбург) в номинации «Струнный квартет»;
- Алексей Сысоев (Москва) в номинации «Ансамбль до 12 инструментов»;
- Екатерина Хмелевская (Москва) в номинации «Камерный оркестр».
«Кинолента «Броненосец Потемкин» сама по себе подобна музыкальной партитуре, плотно уложенной в емкие и органичные структуры,
– рассказывает победитель проекта, композитор Алексей Сысоев.
— Поэтому и музыкальное сопровождение к этому фильму мне слышится плотным, динамичным и насыщенным. В моём представлении удачной инструментальной моделью в данном случае может стать модель виртуозного камерного фортепианного концерта, ярко воплощенной в творчестве таких авторов как, например, Прокофьев (Первый фортепианный концерт, 1912), Шостакович (Первый фортепианный концерт, 1933), Хиндемит (Камерная музыка № 2 для фортепиано и 12 инструментов, 1924).
Созданные приблизительно в одну эпоху, они во многом созвучны «Потемкину». Поэтому и моя партитура к фильму также будет следовать этой модели (солирующее фортепиано + большой ансамбль) с учетом, конечно, того, что музыка не должна отвлекать от главного — видеоряда великой киноленты».
Жюри проекта возглавил киновед и глава Эйзенштейн-центра Наум Клейман. Также в числе экспертов руководитель Центра киномузыки Московской консерватории Сергей Уваров, главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев и музыкальный журналист и музыковед Владимир Жалнин.
«К великому фильму Сергея Эйзенштейна было создано множество оригинальных саундтреков, начиная с оркестровой версии Эдмунда Майзеля, одобренной самим режиссером, и заканчивая новейшими экспериментами в самых разных стилях (синти-поп, джаз, эмбиент и так далее),
– комментирует Сергей Уваров.
– В чем же особенность тех партитур, которые будут созданы в рамках нашего проекта? В том, что все они предлагают необычный взгляд, творческую интерпретацию шедевра Эйзенштейна.
Мы ожидаем увидеть и услышать диалог между режиссером-классиком и современным композитором. Но одновременно это будет и диалог между получившимися партитурами, ведь публика сможет все их оценить в течение одной недели. Хочется верить, что в итоге мы сможем по-новому взглянуть и на сам фильм.
Было ли нам легко выбирать композиторов, которые примут участие в проекте? Нет. Прежде всего, потому, что выбирали мы не между готовыми музыкальными произведениями, а между, условно говоря, намерениями, подкрепленными аудио-видео-примерами и текстовыми описаниями.
Но тем интереснее нам самим, что же получится в итоге. Надеюсь, опыт окажется жизнеспособным, и «Броненосец» возьмет новый курс — в будущее».
Фильм «Броненосец «Потёмкин» с новой музыкой покажут в Москве в ноябре 2025 года: в кинотеатре «Иллюзион», Доме культуры «ГЭС-2» и Большом зале «Зарядья».
Проект проходит при поддержке Минкультуры России.
Пресс-служба Союза композиторов России