23 января 2007 художественный руководитель и главный режиссер Московского государственного академического Камерного музыкального театра, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России Борис Покровский отмечает 95-летний юбилей премьерой нового оперного спектакля “Тайный брак”.
С юбилеем его поздравил президент России Владимир Путин.
“Вы по праву принадлежите к плеяде замечательных мастеров, чьи имена составляют гордость и славу отечественной и мировой культуры”,
– говорится в поздравительной телеграмме президента, сообщает пресс-служба главы государства.
В честь 95-летия режиссера на сцене Камерного музыкального театра состоится постановка оперы итальянского композитора XVIII века Доменико Чимарозы, которая очень давно не шла на столичной сцене.
“Над спектаклем “Тайный брак” я с большим удовольствием работал с группой молодых артистов, для которых, как мне кажется, сама тема оперы – борьбы юных героев за любовь и счастье – представляет несомненный интерес. К тому же это изящное мелодичное сочинение отличается многими несомненными достоинствами”,
– сказал сам юбиляр.
На сцене же Камерного музыкального театра будет проходить и чествование юбиляра, вечера с участием ведущих деятелей российской культуры, а также встречи мастера с его учениками. Из многочисленных спектаклей Покровского в юбилейную афишу включено два его любимых – “Волшебная флейта” Моцарта и “Нос” на музыку Шостаковича (последняя опера стала “визитной карточкой” театра и с неизменным аншлагом прошла уже более 360 раз в России и во многих странах мира).
О Покровском сняты документальные фильмы, написаны книги, у него много наград. В свои 95 лет он, по-прежнему энергичен, увлечен работой и полон творческих идей.
“Услышанное впечатление я перевожу в зрительное и, самое главное, действенное впечатление,
– рассказывает Борис Покровский.
– Я продолжаю репетировать, несмотря на свою слепоту, потому что в партитуре для меня все рассказано и раскрыто. Опера – это драма, которая написана музыкой”.
“Судьба оперы? Она вечна!”
– отвечает Покровский на вопрос о будущем этого жанра.
“Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня,
– шутит режиссер.
– Через три дня нация проснется просветленной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой”.
Борис Покровский начал свою творческую карьеру в Горьковском театре оперы, а в 1943 году правительственной телеграммой был вызван в Москву для постановки патриотической оперы Кабалевского “В огне”.
Эта работа открыла счет премьерам Покровского в Большом театре, где он стал режиссером, а потом на протяжении более 20 лет занимал пост главного режиссера. Всего на сцене ГАБТа он поставил свыше 40 спектаклей, в числе которых “Евгений Онегин” Чайковского и “Царская невеста” Римского-Корсакова, “Война и мир” Прокофьева и “Катерина Измайлова” Шостаковича, “Мертвые души” Щедрина и “Хованщина” Мусоргского.
Борис Покровский стал автором многих книг по теории и практике оперной режиссуры. Кроме того, Покровский – замечательный педагог, вырастивший не одно поколение певцов, а также создатель Московского государственного академического камерного театра, которому уже 35 лет. Он впервые заявил о себе премьерой оперы Родиона Щедрина “Не только любовь” 18 января 1972 года. Поначалу коллектив ютился в помещении кинотеатра на окраине. Зрители толпами шли “к Покровскому”, и театр получил собственное хорошо оборудованное помещение в центре Москвы.
На его сцене звучат оперы авангардистов, уже признанных классиками, старинные и малоизвестные европейские оперы (“Виндзорские проказницы” Отто Николаи и “Тайный брак” Доменико Чимарозы), оперы молодых композиторов по произведениям русских писателей. В Камерном постоянно звучит Моцарт – “Волшебная флейта”, “Свадьба Фигаро”, “Так поступают все женщины”. Театр поет на разных языках: его работодатели – немцы, французы, японцы, поляки, поясняет режиссер.
В планах Камерного театра Бориса Покровского – новая опера по комедии Гоголя “Ревизор”, музыку которой по предложению мастера написал Владимир Дашкевич.