Вчера на 88-м году жизни скончалась Г. И. Уствольская.
“Суровый, черно-белый – колорит, огромное напряжение и внутренняя собранность, немногословность – только о главном! – каждая нота значима, каждый штрих – необходим… Музыка Уствольской трагедийна по сути, ее нельзя только прослушать, ее нужно прожить, и она обжигает экспрессией и болью. Но неужели женщиной сказано это мужественное и сильное, лишенное рефлексии и сентиментальности музыкальное слово?!
…Но вот что примечательно: музыка, написанная композитором сорок лет назад и произведения 80-90-х годов близки по манере. Сочинения, не исполнявшиеся десятилетиями – имя Уствольской появляется на концертных афишах редко – звучат сегодня как премьеры.
Кто-то назовет это уникальное явление “определенной ограниченностью” композитора, а кто-то – верностью художника себе и своей теме. Галина Уствольская заявила о себе в конце 40-х — начале 50-х годов; написанные в это время Октет, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано или Двенадцать фортепианных прелюдий и определили тот “стиль Уствольской”, которому не найти аналогий и который практически не эволюционировал.”
О. Гладкова
- сообщение therestisnoise.com (блог Алекса Росса, музыкального обозревателя The New Yorker
- Аннотация И. Вишневецкого к единственной монографии об Уствольской
- Аннотация А. Дубина к той же книге
- A Grand Russian Original Steps Out Of The Mist (A. Ross, 1995)
- Краткая биография Г. Уствольской
- “Музыка обреченного духа” (О. Гладкова)
- Духовный труженик (И. Райскин)
- Галина Уствольская: слово сказано (А. Санин)