27 мая 2015 года прошло вручение премии «Резонанс» в номинации «Лучший критический текст».
Пресс-служба Дягилевского фестиваля поговорила с победителем, Ярославом Тимофеевым.
— Какие проблемы есть в современной российской музыкальной критике?
— Главная проблема — это качество. Надо писать лучше. Я начинаю с себя. Любой, кто постоянно сталкивается с современной критикой, вынужден отсеивать непрофессиональные тексты. Когда нет никаких официальных барьеров, каждый чукча пишет то, что хочет. Мне кажется, если будет некий качественный ценз, то статус профессии будет выше. Будет труднее пренебрегать критиком и считать его неудавшимся музыкантом.
Еще одна проблема — коммуникация. В Москве каждый день проходит, скажем, двадцать-тридцать концертов и спектаклей. Практически на всех аншлаг, в большинстве институций нет проблем с заполнением. При этом очень малый процент публики читает критику.
Есть множество способов решить проблему. Можно выпускать интересные театральные газеты и журналы, которые невозможно не взять, придя в театр — может, класть на кресло, может, выдавать вместе с билетом. Можно работать с культурой общения в Интернете после концерта, когда человек сходил на событие и потом не может не зайти в Facebook и прочитать несколько рецензий.
— Как вы думаете, премия «Резонанс» поможет повысить престиж музыкальной критики в России?
— Музыкальная критика — это абсолютно закрытая профессиональная среда, в которой работает очень мало людей. Людей, которые живут критикой и занимаются этим всю жизнь, их единицы. Поэтому тот факт, что премия появилась, я воспринимаю как очень своевременное чудо.
В Пермь я летел очень дешевым самолетом: там экономят на всем, но при этом издают бортовой журнал. Я открыл случайную страницу и попал на описание того, что человек может увидеть в Перми. И там на всю страницу идет рассказ про Дягилевский фестиваль и в самом конце, на самом важном месте написано, что впервые в Перми вручат премию для музыкальных критиков.
Я не поверил своим глазам: об этой премии повсюду слышно, о ней написали многие СМИ, ее горячо обсуждают в соцсетях. И даже в дешевых самолетах публика вынуждена читать про эту премию (смеется).
— Какими качествами должен обладать музыкальный критик?
— Первое — это профессионализм. Все-таки он должен иметь музыкальное или околомузыкальное образование, чтобы быть способным оценивать не только наряды исполнителей или внешний вид виолончели. Он должен слышать, когда фальшивят и когда играют чисто, когда играют на жильных струнах, а когда — нет.
Второе — это стержень честности, который очень трудно сохранить. Профессия безденежная и практически каждый сталкивается с ситуацией, когда за хороший текст ему что-то предлагается. Иногда бывают прямые предложения — довольно редко на моей памяти — и бывают предложения полного тур-пакета.
Поезжай, скажем, в Саратов или Челябинск, у тебя будет шикарная гостиница, самолет, баня, только напиши в свое СМИ что-нибудь хорошее. Важно остаться верным своему слуху, а не комфорту и деньгам.
И третий момент — это сердце. Как сказал кто-то из великих, критик — это человек, который продал свой аппетит. Мы не можем идти только туда, куда зовет аппетит, мы его продали.
За годы работы вкус притупляется: если ты ешь салат «Цезарь» каждый вечер, он тебе рано или поздно опротивеет. Это нужно преодолевать, чтобы все время приходить в зал как в первый раз, все время оставаться чувствующим человеком, который пришел слушать музыку и получить какую-то инъекцию в свое сердце.
— Как сохранить этот аппетит?
— Каждую весну, когда я впервые попадаю в лес, я чувствую запах цветения, влажной земли. Хоть тебе двадцать семь лет, как мне, хоть семьдесят семь — каждую весну ты это чувствуешь. И музыка должна быть таким цветением: что бы у тебя ни было позади, нужно каждый раз заново верить музыке.
Я не знаю, можно ли это воспитать, но очень хочется, чтобы это было как рефлекс на природу, детский смех. Музыке нужно доверять как природному явлению, как весне.
Александр Малаховский, пресс-служба Дягилевского фестиваля