В 1935 году Сергей Прокофьев написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк».
Все персонажи этого произведения представлены различными инструментами: Петя – скрипка, Кошка – кларнет, роль дедушки в сказке «исполняет» фагот. Густой, немного хриплый, звук этого инструмента прекрасно имитирует ворчание.
О фаготе, его истории и возможностях, а также о карьерных перспективах, открывающихся перед современными фаготистами, мы беседуем с лауреатом международных конкурсов, солистом и концертмейстером группы фаготов Национального Филармонического Оркестра России под управлением Владимира Спивакова, педагогом класса фагота МССМШ им. Гнесиных Станиславом Катениным.
— Станислав Александрович, заниматься музыкой Вы начали по собственному желанию или же такова была воля родителей?
— Мои первые занятия музыкой начались, когда мне было всего 5 лет. Это никак не могло быть моим желанием, так как в те годы я о таких вопросах еще не задумывался.
Мои родители – профессиональные музыканты. Мама – дирижер-хоровик, отец окончил музыкальное училище по классу баяна, впоследствии работал в качестве атташе по культуре в посольстве в Берлине. Соответственно, родители приняли решение – и я начал посещать уроки в музыкальной школе.
— Заниматься Вам нравилось?
— Первое время я учился игре на рояле. И эти уроки мне совсем не нравились. Все изменилось, когда я перешел на отделение духовых инструментов. Тут и проснулось желание учиться. Педагоги сами предложили мне стать фаготистом, так как я был довольно рослым ребенком и по физическим показаниям прекрасно подходил для игры на этом инструменте.
— На Ваш взгляд, если ребенок начинает ходить в музыкальную школу по настоянию родителей и родственников, а не по своему собственному, можно ли ждать положительных результатов от таких занятий?
— Безусловно! Ребенок в раннем возрасте еще не в состоянии осознать, что ему нужно, какую дорогу выбрать, поэтому раскрыть в нем таланты должны именно родители, они также должны помочь своему чаду реализовать их, неважно, в какой области они находятся.
Я не раз сталкивался с подобными ситуациями: в раннем детстве дети не хотели заниматься чем-либо, родители настояли. В итоге, повзрослев и добившись, пусть даже и не очень громких, успехов, эти ребята благодарили своих пап и мам за настойчивость и упорство.
— Фагот – инструмент довольно древний. Появился он в первой половине XVI века. Сначала выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Соответственно, сольный репертуар для фагота не сочиняли…
— С момента своего возникновения и до наших дней фагот претерпевал определенные изменения, усовершенствовался. Тот инструмент, на котором играют современные музыканты – это фагот, созданный по немецкой системе, появившейся в XIX веке. До этого времени он действительно был вспомогательным инструментом, но, с появлением новой конструкции, стал полноправным сольным инструментом.
Что касается репертуара, то, например, Моцарт написал концерт для фагота в 1774 году, то есть, задолго до появления немецкой системы. Вивальди, живший на рубеже XVII – XVIII веков, сочинил 42 концерта для фагота с оркестром. Значит, этот инструмент имел важное значение уже тогда.
— Насколько любим этот инструмент композиторами в наши дни?
— Современные сочинители пишут для фагота, правда, не в том объеме, в котором хотелось бы. Тем не менее, репертуар есть. Я ежегодно читаю лекции для композиторов в Московской консерватории, и каждый раз рекомендую им: пишите произведения для этого инструмента. Но, они не решаются, так как не очень хорошо его знают.
— Фагот не столь популярен в России?
— Да, у нас очень мало музыкантов-фаготистов. Например, в Европе немало людей занимаются игрой на инструменте просто в качестве хобби, так же, как у нас играют на фортепиано или на скрипке для собственного удовольствия, а не карьеры ради.
— Дети идут учиться в класс фагота?
— Идут, но это – единицы. В Москве существуют две ведущие музыкальные школы: Гнесинка и ЦМШ. Но даже в них вы не найдете большого числа юных фаготистов. Что касается обычных детских музыкальных школ, то там работа по этому направлению почти не ведется.
— Для успешной игры на этом инструменте нужна физическая сила?
— Не совсем так. Дело в том, что длина фагота – 1,5 – 1,6 метра. Соответственно, в определенном возрасте инструмент гораздо выше ребенка. Кроме того, конструкция фагота такова, что необходимо иметь довольно длинные пальцы, чтобы музыкант мог достать все клапаны.
Вообще, педагоги приемных комиссий музыкальных школ обращают серьезное внимание на физические данные ребенка, рекомендуя ему то или иное отделение. Родителям стоит прислушиваться к советам специалистов, даже если эти пожелания не совсем совпадают с мнением родственников.
— Каков оптимальный возраст для начала занятий?
— В последние годы специально для маленьких музыкантов был создан так называемый фаготино. Это фагот в миниатюре, его длина не больше метра. Соответственно, 7-8-летнему ребенку играть на нем довольно удобно.
Единственное пожелание – все-таки лучше начинать занятия после того, как пройдет смена молочных передних зубов. А к 10 – 11 годам можно уже переходить на полноценный инструмент…
— Некоторые фаготисты нашли себя в джазе. Вы не пробовали играть в этом стиле?
— Честно говоря, мне всегда хотелось, но пока не удавалось. Я очень уважаю джазовых музыкантов, потому что они показывают фантастическое владение инструментом. Чтобы играть джаз, нужны определенные навыки исполнения, необходимо уметь делать импровизацию, например.
— Если сейчас спросить наших старших учеников, кем они себя видят в будущем, 99% ответят, что «будут концертирующими солистами». В связи с этим вопрос: может ли фаготист сделать удачную сольную карьеру? Или же его единственная миссия – оркестровый музыкант?
— Это зависит от того, где будущий исполнитель хочет делать карьеру: у нас или на Западе. В России музыкант будет более успешным, если получит место в оркестре или ансамбле. Как мы уже говорили, фагот – не самый популярный и востребованный инструмент у нас. Западный зритель с этим инструментом знаком гораздо лучше…
Кстати, мало кто себе представляет, насколько российские оркестры именно сейчас нуждаются в фаготистах! Этих музыкантов катастрофически не хватает! Выводы делайте сами…
— У Вас очень богатый опыт работы в известных коллективах: оркестр Большого Театра, Большой Симфонический Оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, Национальный Филармонический Оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Вы считаете, Вам повезло в жизни?
– Думаю, да. Я работал с очень разными дирижерами, у меня есть огромный опыт, как положительный, так и отрицательный. Но в целом, конечно, судьба ко мне благосклонна: я столько всего уже успел, сыграл, повидал! Я считаю, любой музыкант должен искать для себя оптимальный коллектив и условия для самовыражения.
— Если бы Вас попросили описать фагот, используя всего три слова, то какое определение Вы бы дали?
— Красивый, благородный и…важный!
***
Окончил МССМШ им. Гнесиных, Российскую Академию Музыки имени Гнесиных (1994), в 1997 году окончил ассистентуру-стажировку в Академии по классу фагота профессора Ю. С. Рудомёткина.
Лауреат первой премии на Всероссийском и Всесоюзном конкурсах (1991).
С 1991 года солист камерного ансамбля «Московский Классик-Ансамбль» Московской Государственной Академической Филармонии. В составе ансамбля стал лауреатом Международного фестиваля Вита-Лонга.
Солист оркестра Большого Театра России (1993-2007), солист Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского п/у Владимира Федосеева (2001-2004), солист, концертмейстер группы фаготов Национального Филармонического Оркестра России п/у Владимира Спивакова (с 2007 года по настоящее время).
В 2004 году на сцене Большого Театра России выступил с сольным концертом в сопровождении Оркестра Большого Театра России.
Представитель немецкой фирмы Bernd Moosmann в России, совместно и при поддержке Bernd Moosmann, записал два сольных компакт-диска (2004-2005).
Входит в состав жюри различных конкурсов; проводит мастер-классы в России и за рубежом.
Оксана Крохалёва, cmsmoscow.ru