19 июня на сцене Центрального театра Российской армии состоится премьера оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко».
Постановку концертной версии готовит художественный руководитель и главный дирижер Госкапеллы России Валерий Полянский. Проект организован Управлением культуры Министерства обороны России в рамках Года культуры. Спектакль приурочен к столетию начала Первой мировой войны.
О новой работе Валерий Полянский рассказал корреспонденту «Культуры».
— Первая мировая повернула ход истории. Но самое главное — эта печальная дата напоминает о сотнях тысяч погибших людей. Долго размышлял, какое сочинение точнее отражает события той эпохи, и ничего лучше, чем «Семен Котко», в оперной литературе не нашел.
Тем более, что за последние четыре десятилетия ее ставили лишь дважды: в 1970-м году в Большом театре и в 1999-м — в Мариинском. Помню, певцы, занятые в столичной постановке, рассказывали, как тяжело осваивалась прокофьевская мелодика.
Но потом они разговаривали фразами из «Семена Котко» — настолько колоритные характеры населяли оперу. Спектакль, поставленный в Большом Борисом Покровским, оставил сильнейшее впечатление.
— Либретто «Семена Котко», кажется, связано со временем немецкой оккупации Украины в 1918 году?
— В основе — повесть Валентина Катаева «Я, сын трудового народа». Рассказ про солдата, который, вернувшись с фронта домой, встретил там новую войну. В опере показана жизнь, когда люди борются за счастье, за любовь, за свою землю. И в тексте, и в мелодике много украинского деревенского колорита.
— Сюжет оказался вдвойне актуальным!
— История повторяет свое движение по спирали. Особенно резонирует, конечно, линия, связанная со зверствами гайдамаков. Тут есть сильные трагические сцены — казнь матроса Царева и старого солдата Ивасенко.
Передана пронзительная боль, когда рушится уклад жизни маленького украинского села. В повести Катаева характеры героев контрастны — только положительные или только отрицательные. Прокофьев же убедительно выстроил и конфликт, и драматургическую линию, и музыкальные характеристики. Взять хотя бы Ткаченко — кулака, бандита, предателя: в опере это богатейший образ.
Я пригласил на эту роль Андрея Антонова из Самарского оперного театра, блестящего характерного певца. На другом полюсе — абсолютно положительный председатель сельсовета Ременюк — добрейшей души человек, преданный идеалам революции: его споет Руслан Розыев.
— Сколько опер прозвучало в Ваших программах уходящего сезона?
— «Семен Котко» станет шестой. До этого были «Жизнь за царя», «Макбет», «Дон Карлос», «Симон Бокканегра», «Ночь перед Рождеством». Каждый спектакль стараюсь показать два-три раза с разными исполнителями.
— Мощный результат. И почти все оперы оказались созвучны нашему времени.
— Композиторов на самом деле всегда интересовала политика… На следующий год продолжим оперный марафон. Из опер Верди повторю «Трубадура» с новым составом. Хочу сделать «Любовный напиток» Доницетти и почти неизвестную у нас «Богему» Леонкавалло.
Евгения Кривицкая, газета “Культура”