К 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной кафедра специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных организовала I Московский международный конкурс пианистов, который состоялся с 28 января по 2 февраля 2024.
Помимо прослушиваний в программу конкурса вошли мастер-классы членов жюри, прошедшие уже после окончания состязаний. Их провели Джулиано Адорно, Винченцо Бальцани, Юрий Александрович Богданов и Владимир Мануилович Тропп.
Декан факультета Татьяна Павловна Левитина рассказала Марии Смирновой-Старобинец о подготовке к конкурсу, о мастер-классах, об уровне участников и о планах на будущее.
В РАМ имени Гнесиных прошел I Московский международный конкурс пианистов имени Гнесиных
— Татьяна Павловна, расскажите, как возникла идея создания конкурса ?
— Идея создания этого конкурса зрела у нас на факультете очень долго. Мы давно хотели расширить список событий международного плана на факультете.
Например, у нас есть известный конкурс «Романтизм: истоки и горизонты», но хотелось сделать что-то более крупномасштабное, с участием оркестра. По всевозможным причинам этого не удавалось. И только в год юбилея Елены Фабиановны Гнесиной эта ситуация разрешилась, хоть было это очень нелегко.
— Как долго проходила подготовка к нему ?
— Всё получилось достаточно нервно, потому что в год, предшествующий юбилею, мы подавали заявки на всевозможные гранты, но с финансовой стороны у нас не складывалось.
Где-то к середине юбилейного года мы решили, что уже, наверно, ничего не состоится. Но к концу сентября мы выиграли грант мэра Москвы, после чего началась паническая подготовка.
Конкурс был запланирован на январь, а его организация началась только в начале октября. Мы очень боялись, что просто не успеем. Речь шла о распространении информации, о подготовке участников, ведь программа очень трудная. Но результат превзошел все наши ожидания. Он подтвердил, что конкурс был необходим, потому что даже за такой короткий срок было подано очень много заявок – порядка 190.
— Как возникла идея организовать мастер-классы? Они были запланированы изначально или в ходе работы?
— Мастер-классы были изначально запланированы. Мы это указывали в программе заявки, которую подавали на получение гранта. Планировалось многогранное мероприятие, где участники конкурса могут получить консультации членов жюри.
— А как проходил отбор участников?
— Они отбирались в процессе конкурса. В некоторых случаях члены жюри сами приглашали участников, если на сцене они увидели в исполнении то, над чем хотелось бы поработать, но были заявки и самих участников. Конечно, мастер-классов было не очень много, потому что сроки проведения были очень сжатыми.
— Сколько человек приняли участие в мастер классах?
— У нас проводили мастер-классы четверо педагогов, и у каждого было по два-три участника. В сумме где-то 10-12 человек. Была охвачена широкая аудитория, т. к. у нас была онлайн трансляция. Виртуально присутствующих было очень много: и на самом конкурсе, и на мастер-классах.
— Будет ли продолжение/ расширение конкурса? Если да, то с какой периодичностью ?
— Мы очень хотим продолжать! Пока нет точного решения, с какой периодичностью, потому что на пути те же самые трудности: организационные и финансовые, но мы над этим работаем.
В планах проводить этот конкурс если не раз в два, то раз в три года точно. И расширяться, безусловно, хотим. Надеемся, что и количество заинтересованных лиц будет расти. Уже сейчас многие спрашивают за границей: «Когда будет второй конкурс?».
— Результаты конкурса всех удовлетворили?
— Это вопрос, на который всегда сложно дать однозначный ответ. Конкурс есть конкурс. Всегда есть люди, которые очень рады и которые считают себя незаслуженно обиженными. Но для этого и приглашаются достаточно разнообразное жюри. Их общее мнение складывается воедино и по общему знаменателю мнений вырисовываются победители.
В целом все отмечали, что уровень победителей очень высокий. Мы как члены жюри можем сказать, что высокий уровень участников был с самого начала, даже на отборочном туре.
Когда мы отслушивали 190 заявок, у нас была большая проблема не в отношении того, кого выбрать, а в отношении того, кого отсеять. Отобрать 25 человек в каждой категории было крайне сложно. Те ребята, которые прошли в следующий тур, к счастью, подтвердили свое мастерство и в очном формате выступили очень достойно.
— Планируется ли организовать в будущем третий тур с оркестром для младшей группы, так же, как это было у старших?
— Вы прямо угадали. У нас как раз сейчас идут разговоры и обсуждения того, возможно ли это сделать. Потому что очень многие ребята из младшей группы спрашивали о туре с оркестром. Было немало участников, которые со своим уровнем подготовки смогли бы справиться с такой задачей.
Но, опять же, реализация этого очень сложна, потому что нужно выделять лишние дни на конкурс. Ко всему прочему, это огромная нагрузка на оркестр, который и так был перегружен. Есть моменты, которые нужно учесть, но разговоры об этом ведутся, будем думать.
— Какие-то изменения, получается, в любом случае будут?
— Конечно, я думаю, будут обязательно — и в программе, и в положении, и в самом формате проведения. Главное, чтобы следующий конкурс состоялся, а над какими-то недочетами мы поработаем.
— Главное, что начало положено.
— Безусловно! Мы очень счастливы, потому что конкурс получился достаточно крупный, что, собственно, соответствует статусу Академии и факультета.
Беседовала Мария Смирнова-Старобинец