В первых числах декабря в Московском камерном театре имени Бориса Покровского пройдут премьеры двух одноактных опер белорусского композитора Сергея Кортеса.
При этом в Беларуси поклонники оперного искусства услышать их не могут – негде.
– Сергей Альбертович, для вас было неожиданно, что вашими сочинения заинтересовались в театре Покровского?
– То, что мои оперы будут поставлены в театре Покровского, – вершина того, о чем я только мог мечтать. Весной 2007 года у меня раздался звонок от инспектора оркестра Камерного музыкального театра Бориса Покровского: «У вас есть одноактные оперы «Юбилей» и «Медведь» по Чехову? Не могли бы вы послать нам их познакомиться?» – «Конечно, могу». Я отправил партитуры.
– И когда получили ответ?
– Практически сразу. Театр кое-что изменил. В первую очередь они объединили две оперы в один спектакль. К тому же приняли решение оставить камерный состав опер, заменив хор в «Юбилее» на квартет. Как? Не знаю, но должно получиться что-то интересное. Ставит спектакль режиссер Игорь Меркулов.
Я его лично не знаю, но оказалось, что он играл главную роль в знаменитой картине нашей студии «Беларусьфильм» «Венок сонетов». А я как раз в то время был главным музыкальным редактором студии. Возможно, мы встречались в коридорах. Сейчас мы с ним переписываемся по электронной почте, он сообщает, как идут репетиции. Но держит в тайне свое решение.
– Выходит, вы не были ни на одной репетиции?
– Нет. Они хотят преподнести мне сюрприз.
– Вы позволили так вольно обращаться со своими произведениями?
– А почему нет? К тому же Борис Покровский до последнего дня жизни работал с моей партитурой. Я очень жалею, что уже не увижу маэстро. Потому что я помню блестящие оперы в его интерпретации – и «Нос» Шостаковича, и «Похождения повесы» Стравинского, и ранние русские оперы.
Он перевернул всю мировую режиссуру оперного театра, при этом всегда сохраняя основную идею композитора. В его руках оперы начинали говорить живым и понятным каждому языком. А Меркулов был его помощником. Так что за режиссерское прочтение своих сочинений я спокоен.
“Юбилей” публика увидела четыре раза, “Медведь” – только раз
– Обе оперы написаны несколько лет назад?
– «Юбилей» я написал в 2001 году, премьера была в Швейцарии на фестивале в Солотурне. (Сергей Кортес тогда был худруком Белорусской оперы. – Прим.ред.) Наш театр открывал Международный оперный фестиваль этой премьерой. Но в самом театре спектакль прошел несколько раз.
– Почему?
– Спросите что-нибудь полегче. После моего ухода из театра он прошел только один раз. Не выполнили даже положенные пять премьерных спектаклей. Может быть, на мое 75-летие его покажут.
– А как в Швейцарии его принимали?
– Очень хорошо. Публика и хохотала, и аплодировала. Язык Чехова оказался понятен всем. А «Медведя» я написал позже – в 2007 году. Первое театрализованное концертное исполнение прошло в мае этого года в филармонии под руководством Александра Анисимова.
– А в Оперном театре он шел когда-нибудь?
– Нет, обещают, что будет поставлен. Он готов практически. Знаю, что сейчас художественный совет нашего Театра оперы и балета принял его к постановке.
Опера убыточна во всем мире, не только у нас
– Сегодня так много говорят о том, что в Беларуси не хватает своих драматургов, режиссеров. А белорусская современная опера возможна?
– Конечно, возможна. Композиторы писали бы, если бы был интерес. Это во-первых. А во-вторых, создание оперы – очень большая кропотливая работа. Конечно, гораздо проще написать произведения какой-то малой формы. Не хочу даже раскрывать размеры гонораров, которые Министерство культуры готово платить за оперу.
– А можно сравнить эту сумму с той, которую платят за эстрадную песню?
– Думаю, что за одну песню для «Евровидения» можно десять опер написать. Я понимаю, что телевидению деньги все вернутся, а опера убыточна. Но она убыточна во всем мире, не только у нас. Любой оперный театр живет на дотациях государства или меценатов.
– Есть у нас композиторы, которые могут написать оперу?
– Безусловно, есть. Но, к сожалению, очень много материала остается « в столе». Так, например, есть прекрасная опера Владимира Солтана «Ядвига», которую мы планировали к постановке, но до сегодняшнего дня этот проект не осуществлен. А я пишу оперы, потому что не могу не писать.
– Что сейчас пишете?
– Хотим с Владимиром Халипом, который написал либретто ко всем моим операм, написать по Короткевичу «Ладдзя роспачы».
– Сколько пишется опера по времени?
– Очень по-разному. Римский-Корсаков за лето писал клавир и за три месяца – партитуру. А Шапорин, к примеру, «Декабристов» писал 20 лет. Я думаю, что Короткевича я быстро напишу. Либретто уже почти готово. Это может быть интересно.
***
Народный артист Беларуси Сергей КОРТЕС родился в Чили. Его мать родом из семьи русской интеллигенции, эмигрировавшей из Советской России. Отец – чилиец. Первые 20 лет жизни Сергей Кортес провел в Аргентине. В Советский Союз семья приехала в 1955 году. Окончил Белорусскую консерваторию, заведовал музыкальной частью ТЮЗа, Русского театра, Купаловского, был главным музыкальным редактором «Беларусьфильма». 10 лет возглавлял белорусский Оперный театр.
Написал оперы «Джордано Бруно», «Матушка Кураж», «Визит дамы», «Юбилей», «Медведь», музыку к спектаклям в Купаловском театре, Театре Якуба Коласа, Русском театре, музыку к кинофильмам «Возьму твою боль», «Черный замок Ольшанский» и др.
Надежда Белохвостик, “Комсомольская правда”