Четвертый год Арт-ведомство «Ликбез» проводит на разных столичных площадках свои оригинальные интерактивные концерты. 20 ноября 2020 года, впервые в «Зарядье», состоится интерактивный концерт под названием «Ликбез по классике».
Мероприятие проходит в рамках реализации гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Ведущая концертов – пианистка, музыковед и соавтор «Ликбез» Анна Паклина считает, что рассказывать о классической музыке нужно интересно и увлеченно:
«Я глубоко убеждена, что говорить о музыке не менее важно, чем исполнять её! А как важно ещё и понимать музыкальное искусство! 20 ноября в «Зарядье» на примере сочинений Баха, Бетховена, Шумана и Шостаковича, среди прочего, мы постараемся объяснить, что такое музыкальный язык, ведь с нами на этом языке разговаривают гении!»
Соавтор и продюсер проекта Инна Смирнова:
«Перед исполнением каждого шедевра музыканты не только представят произведения великих композиторов прошлого; публика познакомится с интересными наблюдениями самих музыкантов; артисты будут взаимодействовать с аудиторией на протяжении всего выступления.
В проекте «Ликбезе» нет строгого академизма. Напротив, нам нравится экспериментировать с форматом, подачей, мы в постоянном поиске ключей к пониманию музыки».
В интерактивном концерте примут участие: лауреат международных конкурсов Аяко Танабе (скрипка, Япония), лауреат международных конкурсов Анна Паклина (фортепиано), лауреат международных конкурсов, стипендиат Фонда культурных и гуманитарных программ Мстислава Ростроповича, артист Российского Национального Оркестра Всеволод Гузов (виолончель).
Специальный гость мероприятия, лауреат молодежной премии «Триумф» Полина Осетинская в «Ликбезе по классике» исполнит знаменитую «Патетическую» Бетховена.
Незадолго до концерта пианистка поделилась своими мыслями о предстоящем выступлении, а также рассказала о том, как относится к музыкальному образованию в России, что думает о получении образования в современных реалиях, и почему так важно для исполнителя иметь свою слушательскую аудиторию.
— Полина, как оказались на «Ликбезе»?
– Описание проекта мне показалось интересным, а среди его участников – уважаемые мною люди, поэтому я приняла приглашение.
Что касается «ликбеза», проблема академической музыки состоит в том, что мы, исполнители, по-прежнему «высоколобо» ждем, когда к нам придет всё понимающий зритель, отличающий, к примеру, Четвертую симфонию Сибелиуса от Пятой. И это колоссальная ошибка, потому что тем самым мы отталкиваем от себя большой процент «несостоявшейся» аудитории.
Думаю, благодаря Арт-ведомству «Ликбез», классической музыкой обязательно увлечется ещё какое-то количество новых слушателей, и поэтому я считаю, что эта затея – хорошая.
— Что, на ваш взгляд, особенно важно в просветительских проектах?
– Наверное, всё дело в харизме рассказчика, как в музыкальной школе, где многое зависит от личности педагога. Если человек нравится и увлеченно рассказывает, слушать его всегда интересно. Если же рассказчик – мало привлекательная личность, а повествование скучное, будет всё наоборот, даже если этот человек очень умен и образован.
— Сейчас во время концертов часто проецируют на сцену изображения художественных и архитектурных шедевров, и в Большом зале Московской консерватории в том числе. Почему современный зритель не может просто сидеть и слушать музыку?
– В наше время всё подчинено визуальному компоненту. Это связано с пристрастием людей к социальным сетям, и в целом – к индустрии развлечений. Люди привыкают: картинка должна постоянно меняться, поэтому процесс, в котором картинка статична, их утомляет. Многие уже просто не способны сконцентрироваться в течение долгого времени. По этой же причине, людям стало сложно читать длинные тексты, например, романы.
Всё это – явления одного порядка: цифровизация, бесконечное мелькание, бешенный ритм, в котором мы живем.
— Но, в Германии, например, публика приходит на концерт с клавирами…
– В Германии средний возраст людей, посещающих концерты классической музыки – от 55 и выше. Они росли в другом мире, когда еще читали книги и писали письма. Но, это мои наблюдения, я не претендую на какую-либо истину.
— Ваши слова: слушать музыку значит «трудиться душой», а это – «тяжелая и кропотливая работа». Вы также часто говорите, что дорожите своими слушателями. Что необходимо делать для возрождения слушательской культуры в России?
– Думаю, что приучить слушателя «трудиться душой» можно, если он через музыку получает очень важное для себя переживание. По большому счету, если человек ничего не испытал на концерте, – он вряд ли вернется. Можно вырабатывать привычку вступать в диалог со своими переживаниями и впечатлениями не только в концертном зале, а ещё, выбирать лучшие образцы, которые наверняка вызовут настоящее потрясение или сильный эмоциональный подъем.
— На что обращаете внимание, исполняя современную музыку?
– Если я сама не верю в ценность и важность исполняемого сочинения, – я не донесу его до слушателя. Хотя, здесь имеет значение возраст аудитории.
Для многих людей старшего поколения большая часть сочинений современных композиторов остается, как говорится, terra incognita. Это грустно. Поэтому сейчас так важны просветительские проекты, например, такие как фестиваль «Другое пространство» Владимира Юровского, который ежегодно собирает самую разную публику.
Туда сложно попасть, хотя в программе звучит много современных сочинений. Слушателю необходимо рассказывать, объяснять самое важное: например, в каком стиле написана музыка, почему она так звучит и так далее, – тогда зритель гораздо осмысленнее будет воспринимать её.
В Москве пройдет VII Международный фестиваль «Другое пространство»
— А как вы относитесь к синестезии?
– Говоря об этом, мы неизбежно попадаем в «систему координат» Александра Николаевича Скрябина, который считал, что у каждого звука есть свой цвет.
Дело в том, что цветом обладает не только звук, любая тональность даёт краску. Очень часто в процессе исполнения какие-то вещи визуализируешь. Мне кажется, что специально этого делать не стоит, но, если такие образы возникают сами по себе, – это прекрасно; тебе подсказывается тот самый прием, который сработает наверняка в данном случае.
Александр Скрябин: “Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его”
— Вы дружите со многими современными композиторами. Что дает вам в плане творчества такое общение?
– Взаимодействие между современным композитором и исполнителем – абсолютно естественно и необходимо. Мы должны вариться в одном соку и отражать то время, про которые хотим сказать. Когда исполнители играют современных авторов, они дают им возможность существовать, для композиторов это фактор выживания.
— В детстве внимание ребенка-вундеркинда Полины Осетинской всегда «фокусировалось на красоте в любых проявлениях», – так вы пишите в своей книге «Прощай, грусть». Как в этом отношении воспитываете своих детей?
– Учу их музыке. Старшая дочь занималась на фортепиано до 5 класса, потом бросила; средняя дочь дошла до 6-го, играла на арфе. Сын пока учится, осваивает саксофон, но я не вижу в нём особой страсти к музыке…
Никогда не буду заставлять своих детей делать то, что им не нравится или не вызывает интереса. По моим наблюдениям, количество детей, которые фанатично хотят заниматься музыкой, ничтожно мало, – это где-то три процента от ста, а двадцати процентам – просто повезло с педагогом, который умеет мотивировать.
— Что скажете о музыкальном образовании в России и дистанционном образовании?
– Я очень сильно расстроена и страшно переживаю по поводу образования вообще и музыкального, в частности. С моей точки зрения, музыкальное образование планомерно уничтожается с тех пор, как началось разделение на предпрофессиональную и общую подготовку в школах, уже не говоря про сокращение педагогов и количества часов по предметам.
Мне кажется, это огромная ошибка, которая еще аукнется нам в будущем. Те люди, которые на государственном уровне пытаются отстоять «старую систему», – они просто герои. Дай бог, чтобы у них все получилось.
А что касается теперешнего дистанционного образования, думаю, тут меня поддержат все родители нашей страны. Это, конечно же, абсолютная профанация. За прошедшие полгода дети сильно «просели» и в дисциплине, и в знаниях, и в уровне мотивации, и даже в какой-то своей «социальной ипостаси». У многих – фактически депрессия… Поэтому, необходимо как можно быстрее возвращаться к очному обучению самого высокого уровня.
— «Нет музыки и музыканта без культурного бэкграунда», – ваше выражение. Культура и история какой страны вас привлекает в наибольшей степени?
– Для меня – это, безусловно, Италия, родоначальница всего, что существует в искусстве вообще. Эта страна абсолютно безгранична. Даже заехав в небольшой итальянский городок, всегда чувствуешь невероятную атмосферу, красоту, природу, архитектуру.
Мои любимые места это Тоскана, Пьемонт и озеро Маджоре. Всегда стремлюсь вернуться в эту страну и очень жалею, что в этом году этого не произошло.
— Какие виды искусства вдохновляют вас к творчеству?
– В последнее время меня очень занимает кино. Во время пандемии я пересмотрела большое количество фильмов Паоло Соррентино, Андрея Тарковского, Терренса Малика, а также сериалов; завела себе Netflix и Ivi. Но, конечно же, очень не хватает кино на большом экране, в кинотеатре.
Сейчас пересматриваю классику. Задумала показать своим детям «Звуки музыки». Хочу переубедить дочь, которая считает, что старое кино – всегда скучное.
— В юности вы прочитали несметное количество книг. Читаете сейчас?
– Вы затронули больной вопрос. У меня невероятно насыщенный жизненный график, и, по этой причине, я читаю мало. Бывает, что некоторые книги не могу закончить в течение полугода, хотя, мне этого очень хотелось бы.
Много времени стали занимать соцсети и социальная активность. Уже не говоря о том, что у меня дома двое детей на дистанционном обучении. С 8.30 утра мы начинаем делать уроки. Всё это отчасти приводит к какому-то внутреннему выгоранию, а это – не лучший путь.
— Ваш кумир детства и юности Святослав Теофилович Рихтер. Что больше всего поражает вас в облике этого музыканта?
– В детстве мы вообще любим создавать себе кумиров, а Рихтер был кумиром для огромной части населения не только в нашей стране, но и во всем мире. Привлекали закрытость и масштаб этой невероятной личности.
Сейчас мне обидно, что тогда я больше внимания уделяла Рихтеру, а ведь ещё был жив Гилельс, и к нему надо было относиться с неменьшим, а то и большим пиететом и почтением. Но, так складывалось, что ореол окружал Рихтера.
Елена Федорович: “Для меня игра Гилельса – это воплощенная мечта!”
Тем не менее, в искусстве этих великих пианистов есть какие-то вещи, которые меня пленяют до сих пор: их отношение к делу, требовательность к себе, любовь к музыке. Это вечные мотиваторы, заставляющие тебя идти вперед и работать над собой. Спасибо им за это. Они являются нашими учителями, несмотря на то, что никогда никаких уроков не давали.
Беседовала Татьяна Эсаулова