Если вы надумаете спросить у Googl’а про оперу, готовьтесь к тому, что сначала вам будут выдавать нескончаемые ссылки про интернет-браузер «Opera», потом про московский ночной клуб «Opera», и только после этого дело дойдет до, собственно, оперы.
Судя по всему, это красноречиво отражает общую картину интересов населения нашей страны. Спросите себя и своих знакомых, что мы знаем про оперу? Ответ вполне предсказуем.
Между тем, опера живет и развивается. И теперь она приедет в гости к нам в город в лице Елены Буровой, которая родилась и выросла в Томске, но последние семь лет живет в Москве. Московская томичка везет на малую родину кантату Джованни Перголези «Stabat Мater» и монооперу Микаэла Таривердиева «Ожидание».
Свою порцию прекрасного можно получить сегодня, 13 апреля в Актовом зале Томского государственного университета. Начнется все в 18.30
— Лена, помнишь свое первое знакомство с оперой?
– Я тогда еще жила в Томске. Мне было 17 лет. Мы с коллективом приехали на конкурс в Москву. В программе был запланирован поход в Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на оперу Верди “Эрнани”. Перед походом мы от души набегались по городу, потому что у нас было мало времени, а посмотреть хотелось все.
Естественно, ничего не успели почитать и либретто увидели только перед самым началом спектакля. К тому же опера шла на итальянском, и мы не понимали ни слова. Да и сам сюжет, и музыкальный материал был явно рассчитан на подготовленного слушателя. Одним словом, для первого похода мы совершили все ошибки, которые только могли… В результате было скучно и неинтересно! Тем не менее, у меня в тот вечер родилось желание сходить еще, только на другую оперу и, возможно, в другой театр.
— Выходит, невозможно полноценно воспринимать оперу с “чистого листа”, не будучи подготовленным?
– Опера опере рознь. Есть оперы, которые категорически нельзя слушать, ничего о ней не зная. Для первого восприятия очень важны несколько моментов: жанр существует с 1600 года, представьте, какое количество всемирного наследия накоплено.
Из этого многообразия очень важно для первого просмотра выбрать нужную оперу. Конечно, хороши должны быть и сама постановка, и исполнители. Важно, чтобы зритель понимал слова! Сейчас в крупных театрах реализована возможность построчного перевода реплик исполнителей через бегущую строку, если опера идет на языке оригинала. Это очень удобно.
— Со стороны кажется, что опера сейчас далеко не самый популярный жанр искусства. Так было всегда?
– Конечно, нет! В XVIII и в начале XIX века опера была очень популярна. Тому есть несколько причин. Во-первых, ее благозвучную, мелодичную музыку легко воспринимал широкий круг слушателей. Во-вторых, на тот момент «коммуникационные процессы» между людьми, странами и культурами были гораздо более медленными, если не сказать — отсутствовали вовсе.
Музыка, театр были доступны исключительно в живом исполнении и никак иначе. Ведь аудио- и видео-техники еще не существовало. При этом постоянно менялось устройство мира, государства, общества. В этой связи усложнялись задачи, которые вставали перед искусством. И опера как жанр решала их, претерпевая многочисленные реформы.
— Что сейчас происходит в опере в мире и в России в частности?
– Во всем мире сегодня интерес к опере возрастает. Уже на протяжении многих лет невозможно достать билеты на оперные фестивали в Глайндборне, Байрейте, Зальцбурге. С аншлагами идут постановки на главных оперных сценах мира – таких, как Метрополитен в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, Венская опера, Парижская опера, Ковент-Гарден в Лондоне и других.
В России же полноценной оперной жизнью живут в основном только Москва, Питер, может быть еще Екатеринбург и Новосибирск. И все. Кстати, за последние годы сильно помолодел состав оперных исполнителей. Театр сейчас ориентирован на молодых , красивых артистов с хорошими фигурами. Вплоть до того, что в контрактах исполнителей прописывается размер одежды и вес.
— Ты бы хотела, чтобы оперных театров в России было не меньше, чем кинотеатров и там было бы не меньше зрителей?
– Вопрос не в количестве, вопрос в качестве. Скажем так, я бы хотела, чтобы в нашей стране оперных театров было больше, чем есть сейчас. Абсолютно уникальна в этом смысле Германия. Ее площадь больше Ленинградской области всего лишь в 4 раза. Как вы думаете, сколько в ней оперных театров? Сто!
Для сравнения: всего в мире действует порядка 600 оперных театров. И сто из них в Германии! Билеты раскупаются на месяц вперед. Конечно, большинство из этих театров не очень большие, но они есть. Даже в городах с численность 50 тысяч населения. А как этот жанр может быть популярен среди, например, жителей Томска? У нас нет ни одного оперного театра в радиусе 300 километров.
У города с высочайшим интеллектуальным потенциалом и численностью около 500 тысяч человек! И это не только проблема Томска, это проблема любого небольшого города в нашей стране. Возвращаясь к вопросу — конечно, хотелось бы зрителей не меньше, чем в кинотеатрах. Только без поп-корна и колы.
— Как думаешь, что ждет оперу в будущем, лет через 50-100?
– Думаю, что опера, скорее всего, трансформируется. А вот каким образом, это предугадать сложно. Сейчас, к примеру, оперный жанр тяготеет к интерактивности, к включению зрителя в спектакль в качестве действующего лица.
— Чему может научить опера современного человека?
– А чему может научить театр? Или хорошее кино? Или полотно того или иного художника? Думать, воспринимать, сопереживать, открывать для себя новые грани мира, людей вокруг.
— Что самое сложное в опере для исполнителя?
– Самое сложное — это соединение вокальной техники, музыкального стиля и актерской выразительности исполнения. Этого очень сложно добиться. Как говорится – то хвост, то нос. У нас есть такое понятие – “комплекс”. Недостаточно иметь красивый голос или хорошую школу, или артистизм, или сценическое обаяние, или привлекательную внешность, или работоспособность, или хорошие мозги. Это все должно быть одновременно! Это и называется “комплекс”.
— А какие сложности для зрителя?
– Для зрителя должно быть все предельно просто. Известная русская актриса Малого театра Вера Пашенная в своих воспоминаниях высказала мысль о том, что если зритель купил билет и пришел на спектакль, то ему в первую очередь должно быть все видно, все слышно и все понятно, а потом уже вы (актеры, певцы) можете начинать свое искусство! Я с этим абсолютно согласна.
— Не так давно то там, то здесь стало мелькать имя молодого режиссера Василия Бархатова, который в 22 года поставил своей первый оперный спектакль в Мариинке, а потом туда же на главную роль в опере пригласил Сергея Шнурова. Это имело резонанс в оперной тусовке, если её можно так назвать?
– Тусовка, безусловно, есть. Что касается резонанса… На примере наших звезд шоу-бизнеса и политиков, мне кажется, уже всем ясно, что составлять какое-то мнение о событии или явлении основываясь на PR-компаниях и слухах – смысла нет. Я, к сожалению, не видела постановок Бархатова, поэтому мне сложно выразить собственное мнение. Ну а творческий поиск в столь консервативном жанре как опера всегда имеет резонанс. И я – за творческий поиск.
— Какие самые распространенные штампы об опере существуют в обществе?
– “Квадратные” снаружи и далеко не молодые исполнители непонятно о чем поют.
— Оперные певцы, собираясь на вечеринках, что поют?
– Ну конечно, не куски из опер! Поют авторскую песню, поют народные песни, поют что-то популярное с хорошей музыкой. Вообще поют то, что просит душа! Но как правило, певцы стараются беречься. В жестком ритме постоянных репетиций петь не на работе, как правило, не очень хочется.
— Когда люди узнают, что ты оперная певица, как они обычно реагируют?
– Сначала удивляются, а потом начинают спрашивать, где меня можно послушать.
— Что ты исполнишь в Томске 13 апреля?
– В Томске будет исполнена кантата Джованни Перголези «Stabat Мater» (1736 год) и впервые будет представлена Томским зрителям моноопера Микаэла Таривердиева «Ожидание» (1985 год). Эта программа подготовлена в содружестве с томскими музыкантами. Прежде всего это Камерный оркестр ТГУ под руководством заслуженного артиста Российской Федерации В. В. Максимова и меццо-сопрано Светлана Черепова, которая исполнить партию альта в кантате «Stabat Мater».
Елена Бурова родилась в Томске в 1981 году. 13 лет занималась музыкой в музыкально-хоровой школе-студии «Мелодия» Дворца пионеров. В 2003 году закончила экономический факультет Томского государственного университета и Томское музыкальное училище им. Э. Денисова, кафедра «Академическое пение». В 2008 году закончила Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве.
За время учебы участвовала в серии концертов в Москве, а так же в постановках спектаклей Оперной студии (Марфа в опере «Скупой» В. Пашкевича; Каролина, Елизетта в опере «Тайный брак» Д. Чимароза; моноопера «Ожидание» М. Таривердиева). В 2008 году стала Лауреатом Московского открытого театрального молодежного Фестиваля “В добрый час!” (Россия). В 2009 году удостоена звания лауреата Международного конкурса «Музыкальное исполнительство» (Финляндия).
Дмитрий Абрамов, “Томский обзор”