Когда в балетных спектаклях порхают на сцене балерины, мало кто задумывается о том, что в их искусство внесли свой вклад не только они сами и их педагоги. В каждой балетной труппе с артистами работает пианист-концертмейстер. Однако балетный концертмейстер – очень редкая профессия и ей почти нигде не учат. Она притягивает людей сама.
В Татарском государственном академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля (Казань) уже 20 лет служит концертмейстером Наталия Яковлева, сама – лёгкая и изящная, как балерина. И в том, что балетная труппа Театра им. Джалиля – одна из лучших в стране, есть и немалый вклад Наталии.
— Наталия, почему вы стали именно концертмейстером балета?
— Наверное, моя жизнь и судьба не совсем стандартны для большинства музыкантов. Моя дорога не была прямой и однозначной. Детство моё прошло в театре. Родители — артисты балета, поэтому, естественно, я мечтала быть балериной. Занималась хореографией, музыкой. Но, когда пришло время отдавать меня в хореографическое училище в возрасте 10 лет и отправлять из Казани в Ленинград, мои родители, прошедшие через интернат, не захотели для меня такой судьбы.
Немного пострадав, все свои усилия я направила в музыку, где получалось неплохо, и я даже пыталась сочинять что-то, подбирала по слуху песни и любую понравившуюся музыку. Потом это сыграло хорошую службу для меня. Мечтаний и увлечений было достаточно, но детская любовь к балету, театру, артистам сохранилась навсегда.
Через несколько лет, когда я стала уже взрослой и планы на жизнь не были связаны с театром и балетом, меня попросили немного поиграть в хореографическом классе музыкального училища, так как на тот момент был дефицит концертмейстеров. Это были тяжелые годы — конец 1980-х, начало 1990-х. С этого и начался мой путь.
Пройдя его, в начале 2000-х годов я стала получать предложения о работе в театре. Несколько лет не могла решиться на это. Но, в конце концов, рискнула и пришла. Таким образом, моя детская мечта осуществилась. Я пришла в балет, просто в другом качестве.
— В чём особенности этой профессии для пианиста?
– Для пианиста быть балетным концертмейстером – очень специфическое занятие. Эта работа, помимо музыкальных, требует знаний в области хореографического искусства, возможности импровизировать, понимания театральных особенностей.
Мне, конечно, повезло. Я всю жизнь связана и с балетом, и с музыкой, и с театром. Поэтому для меня это очень естественное, гармоничное существование. Работа в театре вообще требует преданности, любви, некоего фанатизма даже.
Концертмейстерство, на мой взгляд, – это ремесло (не исключающее наличие таланта или способностей), овладев которым можно стать большим Мастером, как и в любой другой профессии. В моей жизни было два человека, два концертмейстера, которые оказали огромное влияние на мою профессиональную жизнь. Это Линн Стэнфорд, работавший в Америке с Михаилом Барышниковым, и Николай Чумаков, отдавший свою жизнь нашему казанскому театру.
Они были очень разными, их стиль был узнаваем. Но одно их объединяло – своей игрой они могли разбудить потенциал любого артиста, создавая тот или иной настрой, образ. И ещё они очень любили свою профессию, были Мастерами своего дела, усовершенствовав балетное концертмейстерство до высочайшего уровня.
— Что входит в обязанности концертмейстера балета в театре?
— Если формально подходить к делу, то в обязанности балетного концертмейстера в театре входит исполнение балетных клавиров на репетициях и прогонах, а также музыкальное сопровождение уроков классического танца. Но, если говорить обо мне, то я не ограничиваюсь прямыми обязанностями. Жизнь в театре так многогранна, что можно всегда найти, куда расти.
За годы служения в театре, участвуя в подготовке постановок спектаклей, удалось заниматься и музыкальным редактированием, и поиграть в оркестре, и освоить работу звукорежиссёра. Театр дает великолепные возможности и правильные трудности, преодолевая которые учишься, совершенствуешься, растёшь. Театр – это большая Школа и в профессиональном смысле, и в жизненном.
— В чем заключается работа концертмейстера при подготовке новой балетной постановки?
— Когда в театре принимается решение о постановке нового балета, то первыми с ним знакомятся, как правило, хореограф-постановщик, дирижёр и концертмейстер. Но начинают работать над балетом в тандеме концертмейстер и балетмейстер, дирижёр подключается немного позже. Это творческая работа над материалом, когда возможны изменения, дополнения или наоборот, купюры.
Постановочная часть проходит в балетном зале, когда хореограф работает с артистами балета, ставит им танцы, мизансцены под аккомпанемент концертмейстера. Поэтому со всеми нюансами, которые появляются в процессе работы, доработками, с которыми сталкивается концертмейстер, приходится справляться тут же, непосредственно в содружестве с балетмейстером.
— А почему нигде не учат на концертмейстера балета?
— Профессия концертмейстера балета столь редкое явление, что, наверное, поэтому в музыкальных ВУЗах нет такой специализации. Хотя есть отделения в хореографических академиях, где готовят таких профессионалов. К примеру, в Вагановской академии.
— Что для вас балет?
— Балет для меня искусство многогранное и самое естественное для человека, но доведённое до совершенства в своей форме, ведь многие эмоции, мысли, чувства человек выражает движением глаз, рук, бровей, наклоном головы, позой, объятием. Люди постоянно жестикулируют, сопровождая свою речь. Движением можно изобразить великую радость и великую скорбь, боль и любовь, нежность и ненависть. И нет никаких преград для понимания между людьми. Ведь язык тела характерен для всех людей вне зависимости от национальной принадлежности. Словами можно обмануть, а вот движение вас выдаст.
Балет не просто воспевает эстетическую и физическую красоту тела. Для балетмейстера это возможность говорить через движения артистов, рисовать ими, выражать мысли. Балет – это синтез многих искусств. Это и музыка, и декорации, костюмы, архитектура, свет. Всё это усиливает восприятие, давая возможность зрителю полностью погрузиться в происходящее на сцене, сопереживать, получив живые, настоящие эмоции.
— А что такое для вас красота?
— Красота для меня понятие больше философское, нежели предметное. Человек, умеющий видеть красоту в другом человеке, в его поступках, эмоциях, чувствах, переживаниях, умеющий видеть красоту природы, сам является красивым человеком.
Если рассуждать о каком-то конкретном объекте, который считается красивым, то в большинстве случаев красота его слишком правильная, понятная, холодная, не вызывающая интереса и трепетного чувства.
Красота – это совершенство, идеал, предел, за которым ничего дальше нет.
— Считается, что красота требует жертв. Она действительно их требует в балете?
— Не знаю, каких жертв должна требовать красота. Если речь идет о физической красоте, то для всех она будет разной. Если о духовной, то опять-таки требует не жертв, а, скорее, ума. Конечно, существуют некие стандарты, шаблоны красоты, меняющиеся в зависимости от эпохи, но все это явления временные.
— Что такое искусство, по-вашему?
— Любовь к прекрасному, потребность получать эстетическое удовольствие двигает людьми к созданию произведений, отражающих их восприятие мира и себя в этом мире. И неважно, какой вид деятельности выбирает человек, везде он может превратить любые свои действия в искусство. Человек – творец, создатель, неравнодушный наблюдатель, мастер.
— А требует ли жертв искусство?
— Искусство требует жертв в том плане, что человек всецело отдаёт себя выбранному делу, иногда на пути к достижениям игнорируя другие сферы жизни. Но это всегда выбор конкретного человека — приносить себя в жертву или нет. Чаще всего творческие профессии требуют не жертв, а чисто профессиональных ограничений.
— В чём заключается важность Нуриевского фестиваля для балетных артистов? Для вашего театра? Для публики?
– Жителям Казани очень повезло – в нашем городе проходит ежегодный Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. В этом году он прошёл в тридцать пятый раз.
Главная задача фестиваля – сохранение классического балетного наследия. Это та основа, на которой держится всё балетное искусство. Тот фундамент, без которого нельзя обойтись. К тому же, зрители имеют возможность видеть лучших артистов балета, представителей разных стран и балетных школ, которые имеют свою трактовку, интересные нюансы той или иной партии.
Жизнь в театре в эти дни для всех становится более волнующей, интересной, насыщенной. Как правило, открывается фестиваль премьерой. В этом году это был балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» в память Рудольфа Нуриева, который в мае 1993 года дирижировал этим балетом в нашем театре по приглашению директора театра Рауфаля Сабировича Мухаметзянова.
Закрывается фестиваль гала-концертом, в котором можно увидеть лучших солистов России и мира, артистов в ином амплуа – в современных постановках или в самых известных классических па-де-де.
Беседовала Людмила Лаврова