В московской «Новой Опере» дебютировала сопрано Надежда Кучер — победительница международного конкурса оперных певцов BBC в Кардиффе «Singer of the World», обладательница нескольких Золотых масок за лучшую женскую роль в опере.
Надежда исполнила партию Виолетты в опере Верди «Травиата» в постановке, которая идёт в театре с 1999 года (музыкальная редакция Евгения Колобова, режиссёр Алла Сигалова). Эта «чёрно-белая» версия по-особому высвечивает знаменитый сюжет и на протяжении долгих лет заслуживает одобрение критики.
Мы поговорили с Надеждой Кучер после спектакля.
– Знаю, что «Травиата» идёт через всю вашу международную карьеру ещё со времён консерватории в Петербурге…
– Да. Она была моей второй большой оперой. Первая – Царская Невеста, а на третьем курсе я дебютировала в партии Виолетты.
– Как вы относитесь к этой героине? Насколько она похожа на вас или не похожа?
– Ну, она совсем не похожа на меня (смеётся). Думаю, что если персонаж чем-то схож с тобой, то тогда ты начинаешь себя транслировать. И люди, которые тебя знают, могут сказать, что ты играешь сам себя. У меня такого не было, ни одной роли. Я не могу сказать, что какие-то героини на меня похожи из тех опер, которые мне доводилось исполнять.
– Вам нравится переживать что-то на сцене, что вы скорее всего никогда не переживёте в реальной жизни?
– Да, но далеко не всё. Для моего типа голоса эти постоянные сумасшествия, эти смерти от разрыва сердца… Не одна уже роль сумасшедшей была и, думаю, будет ещё.
– Какое впечатление от вчерашнего спектакля? Это была ваша первая Травиата в Москве?
– Да, в Москве в сценическом варианте – первая. Очень хорошее впечатление, мне понравилось работать в этом спектакле. Это очень интересная задумка.
Я люблю, когда Травиату делают живой. Когда есть много задач. Это, конечно, более характерно именно для современных постановок Травиаты. Если брать классические, там ничего этого нет, нет мизансценических нагрузок. Всё переходит полностью на музыку, мы погружаемся и утопаем… А я люблю, когда есть нагрузка ещё и зрительная. Когда опера превращается в спектакль – я имею ввиду, когда в постановке есть доля драматического спектакля.
– А это невозможно при классических постановках?
– Ну, я могу сказать только на собственном опыте участия в классических «Травиатах». Обычно режиссер не ставит никаких сверхзадач перед исполнителями. Персонажей не трогают: всё строго по Верди и Дюма. Главное – картинка, вот этот вот антураж XIX века передать, красоту. И весь акцент смещается на музыку.
В принципе, оно так и было, оно так и должно быть. Я не знаю – возможно ли то, о чём я говорю, при классических постановках… Мне почему-то кажется, что нет. Даже громоздкость костюмов уже отбирает многое из возможностей артистов.
– Интересно, потому что многие зрители как раз сетуют, что уже и не увидеть на сцене старинных костюмов…
– Да-да, но что поделать, сейчас такое время, сейчас это модно. Сейчас вообще нужно читать сначала описание спектакля, чтобы потом не удивляться.
– Какой момент вы считаете поворотным в своей биографии?
– Наверное, тот момент, когда у меня проснулся интерес к опере. Это произошло нежданно-негаданно.
Я училась на музыковедении. Я вообще операми никогда не увлекалась, не слушала и не хотела. Помню, мама пыталась мне что-то подсовывать из опер, у меня не было никакого интереса. А потом, когда стали изучать в училище русскую классику, у меня что-то «зашевелилось». Я не знаю, почему, но мне очень захотелось петь всё, что мы там изучали. Я просто брала клавиры домой, сама играла и пела сцены из опер – и русских, и зарубежных.
Я даже помню, у нас было задание то ли по сольфеджио, то ли по гармонии – нужно было аккомпанировать себе фрагмент из оперы. Я помню, что это была Ah fors’è lui (ария Виолетты – прим. ред.).
Я ещё тогда вообще не начинала учиться академическому вокалу. Пела с детства, но это было пение в хоре без каких-либо перспектив на оперное будущее.
– В каком репертуаре вы заинтересованы? Если бы вам предложили записать любой альбом, который выйдет в следующем году, какая программа первой приходит на ум?
– Я думаю, это была бы французская романтическая музыка. Арии из опер XIX века. А ещё хотелось бы больше исполнять музыки современных композиторов.
Беседовала Ольга Иванова