27 июня оперная дива Любовь Казарновская открыла в Москве музыкальный салон «Шаляпинские сезоны» – жанр, призванный возродить традицию вечеров искусств, проводившихся в России на стыке XIX и XX веков.
О том, почему певица считает себя наследницей идей Шаляпина, почему нужно возрождать традиции и проблемах современной оперы Казарновская рассказала корреспонденту “ВМ”.
– Любовь Юрьевна, расскажите, как возникла идея салона «Шаляпинские сезоны», и почему вы решили принять в них участие?
– Идея Шаляпинских сезонов принадлежит мне. Она возникла очень давно. Дело в том, что мой педагог Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова долгое время аккомпанировала Федору Ивановичу Шаляпину на его концертах. Она была человеком девятнадцатого столетия, и у нее было видение культурной традиции того времени. Поэтому каждый урок мы начинали с пластинки Шаляпина. У Надежды Матвеевны был такой большой патефон с дугой, на котором она мне ставила записи Федора Ивановича.
В результате я получила огромное количество информации, что называется «из первых рук», о нем, о том, что он хотел сделать в Москве, какие у него были идеи и задачи перед российской культурой. В том числе я много знала и о его вечерах, которые он давал у себя в доме на Новинском бульваре. И какие это были вечера! Часто они проходили и в гостинице «Метрополь», где как раз и будут проходить наши Шаляпинские сезоны.
Как правило, это были концерты после концертов или спектаклей, потому что Метрополь очень удобно расположен рядом с Большим театром, Дворянским собранием и Большим залом Консерватории. В общем, все – Шаляпин, Рахманинов, Дягилев, Нежинский, Павлова, Нежданова – весь цвет нашей культуры отмечали премьеры в ресторане «Метрополь» в боярском зале. Они там пели, танцевали, то есть, говоря современным языком, устраивали там афтерпати.
Поэтому у меня возникла идея возродить подобные вечера, и я ее озвучила в программе у Ивана Урганта. И вдруг через какое-то время мне раздается звонок из Метрополя с предложением возобновить эти «Шаляпинские сезоны». Им показалось, что это своевременно и нужно. И мне тоже кажется, что сегодня это очень нужно, потому что Шаляпин не просто бренд – это великое явление в оперной и концертной сцене. Он перевернул сознание людей о том, что такое настоящий певец-исполнитель! Будучи прямой наследницей традиций этой великой школы через Надежду Малышеву-Виноградову, для меня эта тема стала родной – она живет в моем сердце! В любом деле всегда должны сойтись звезды! Вот и сейчас сошлись и место, и тема и воплощение.
– Вы позиционируете себя как хозяйку музыкального салона. Что входит в ваши обязанности?
– Первой хозяйкой музыкального салона была Полина Виардо, которая вместе с Иваном Тургеневым, начала проводить салоны в России и других музыкальных столицах мира. Сама Виардо по этому поводу говорила, что «салон – это прежде всего его хозяйка, это место и это тема». Поэтому на меня, как на хозяйку салона «Шаляпинских сезонов», возложена обязанность приглашать интересных гостей, беседовать с ними и обеспечивать всю творческую часть мыслями и разнообразными яркими идеями.
Я должна подключить к музыке и другие виды искусства, потому что Шаляпин не только пел, но и рисовал, танцевал, занимался пластикой и актерским мастерством со Станиславским. У нас будут актеры и художники, артисты балета и фотографы. Будем брать разные темы и рассказывать о них под разным углом. И, конечно, я как хозяйка салона должна сделать это интересным, насыщенным, красивым и разнообразным, так чтобы все гости уходя говорили: «Мы побывали в гостях у Шаляпина».
– Состав гостей тоже вы утверждаете?
– Мы его обсуждаем, согласно идее Шаляпина соединять в таких салонах самых интересных представителей общества, то есть политиков, бизнесменов, артистов, которых волнует судьба страны, культуры, русского духа и того большого дела, которое называется возрождением России. Поэтому мы постараемся, чтобы среди гостей были представители всех социальных групп. И, конечно, у нас будет и молодежь – те молодые неравнодушные люди, которые уже чего-то добиваются в сферах своей деятельности. Потому что они – это будущее страны. Они должны видеть и чувствовать сердцем, куда движется Россия.
– И как часто будут проходить такие салоны?
– Вот сейчас мы наметили на сезон пять вечеров. В среднем каждый будет проходить раз в два-три месяца.
– Видно, что проект «Шаляпинских сезонов» вас действительно волнует, а были ли проекты, от которых вы отказывались из-за того, что они не показались достойными внимания?
– Конечно! Например, телевизионные проекты, неинтересные мне из-за уклона в ток-шоу или поп-музыку. Или сухие обсуждения пусть и с интересными людьми, но на те темы, которые меня не очень волнуют. Или киношные проекты, от которых я отказалась, потому что роли, которые предлагали, были мне неинтересны.
Поэтому с моей стороны всегда было много отказов. Но если мне что-то действительно интересно, то я в это дело вламываюсь со всей страстью и сломя голову, потому что в них есть та творческая составляющая, которая греет изнутри! Тема Шаляпинских сезонов меня безумно волнует, и я знаю, что на основе ее возникнет множество параллельных историй – концертных и выездных – которые захочется воплотить!
– А были ли проекты, в которые наоборот вы просились?
– Ну если я куда-то прошусь – меня обычно берут! (смеется) Бывает, конечно, до конца довести их не получается из-за того, что то финансовая составляющая страдает, то люди не так слышат меня.
– Есть ли проект, которым вы гордитесь?
– Я делала в разных городах мира и России салоны Виардо-Тургенев. Причем это была масштабная акция, и она будет продолжаться. Она соприкасается с Шаляпинскими сезонами, потому что Виардо была знакома с Шаляпиным и принимала его. Мы это делали в разных столицах мира, потому что эти два человека – Виардо и Тургенев – соединили культуру России и западной Европы в середине девятнадцатого века.
Виардо в силу происхождения и статуса была знакомы с ведущими писателями, художниками и композиторами, вроде Бальзака, Дворжака или Шопена. А Тургенев, естественно, знал всю русскую верхушку – и Глинку, и Даргомыжского, и Достоевского, и Чайковского. В результате соединения этих культур их салоны имели сумасшедший успех. Тургеневу даже пришлось построить зал в Баден-Бадене потому что дом не вмещал то, количество народа, которое мечтало попасть в салон.
– Смогут ли «Шаляпинские сезоны» в XXI веке повторить такой же бешеный успех, что и салоны Виардо-Тургенева в в XIX?
– Зависит от того, как мы будем их делать. Конечно, прогнозировать успех невозможно, но я бы хотела, чтобы люди прониклись этим. Но мы живем в век технологий, век, заточенный под скорость. В наше время молодые очень много проводят в интернете – у них клиповое мышление. Вот наша задача людей чуть-чуть развернуть. Не сопротивляться времени – нет – это глупо! А слегка развернуть в сторону этой культуры. Ведь человеческий дух и сердце намного богаче, чем мы сегодня это себе представляем. Моя задача показать это на салонах. Поэтому пока живу, надеюсь, что людям это будет интересно.
– Вы как-то сказали, что опера стала мафиозной структурой. Почему?
– Не только я так думаю – так сегодня думают многие. Я сейчас прочитала интервью генерального директора «Метрополитен-Опера» Питера Гелба. Он пишет, что, к сожалению, опера постепенно вымирает. Любители оперы, в основном, пожилые люди, и мы не видим такого интереса среди молодых. И во многом виноваты эти мафиозные структуры. Так и есть.
Сегодня век режиссерской оперы. И режиссеры изгаляются как могут, желая осовременить зрительный ряд оперы. Поэтому мы видим Аиду, которая в спецовке лезет через забор или Руслана, который в афганской форме тычет автоматом Калашникова в какую-то груду черепов, Людмилу – сексуальную маньячку – в общем, всякую глупость!
Это не осовременивание оперы, а ее адаптация к тому, что смотрят зрители по телевизору и в интернете. Но ведь на самом деле такая режиссура убивает оперу, потому что происходит абсолютное несовмещение зрительного ряда и той великолепной мелодрамы, тех глубоких чувств, которые выразили композиторы. Но эти режиссеры, и к ним примыкающие дирижеры, которые хотят сделать карьеру – они идут на этот скандал! При этом у них есть очень серьезные и очень мафиозные менеджеры, знакомые директоров оперных театров, каких-то крупных фестивалей.
Режиссеры начинают давать интервью и морочить людям голову, что надо разрушать оперную рутину, делать современно и идти в ногу со временем, приводя в пример при этом Дягилева. Но ведь Дягилев никогда ничего не разрушал! Он на основе большой традиции создавал новые формы. А у этих режиссеров не хватает, видимо, ни талантов, ни фантазии. И они начинают через СМИ, через своих мафиозных менеджеров уверять, что то, что мы видим сегодня – это звездная опера! А все остальное – нафталин. И люди, незнакомые с этим жанром, ведутся на эти слова, боясь показаться дураками. Это как андерсоновская сказка о голом короле – один-в-один! Только где тот мальчик, который закричит, что король-то голый?!
Мне кажется, что если сегодня сделать оперу с хорошим светом, хорошими костюмами, великолепными певцами, понимающими, что такое внутренняя жизнь и передающие эту драму, гениально прописанную в опере – тогда опера расцветет современными красками и заживет современной жизнью.
– Так что же в этой ситуации делать молодым оперным исполнителям, которые делают первые шаги на оперной сцене?
– Им надо прежде всего стать замечательными исполнителями! А они считают, что если взяли хорошо верхнюю ноту, то они уже оперные певцы и поддаются на провокации ушлых менеджеров, живущих по принципу «сегодня он никто, а завтра – звезда». Их начинают крутить по всем оперным театрам, а через пять лет они пропадают, и никто уже не может вспомнить, кто это. Вот и я своим стажерам постоянно говорю: «Ребята, пока вы не твердо стоите на ногах, пока вы не выработали свой стиль и не будете готовы вкалывать двадцать четыре часа в сутки – ничего не будет. Не верьте этим менеджерам, которые начинают вас раскручивать и орать, что вы самые прекрасные!»
Ведь это серьезное глубокое становление. Десять лет минимум: училище, консерватория, поиск своего педагога, который ведет по жизни, как это было у меня. Надо, чтобы вино настоялось! Вот тогда талант пробьет любые мафиозные структуры и как козырной туз вылетит из колоды в нужное время и в нужное место.
– Вы всю жизнь работаете на сцене, известной своими интригами и скандалами. Удалось ли вам в такой обстановке с кем-нибудь сохранять на протяжении времени хорошие отношения или друзей среди коллег не бывает?
– Конечно! Есть нормальные адекватные люди, с которыми у меня сложились хорошие отношения как на западе, так и в России. На сцене есть, конечно, люди, заточенные только на карьеру, живущие с ощущением, что они – главные в жизни и рядом никого нет и быть не может. Такие люди дружить не умеют, и с ними мне дружить неинтересно. Но есть и нормальные люди, с которыми мы вместе очень много всего интересного сделали, и я вспоминаю о них всегда с большой благодарностью. Я училась у них – они у меня. Мы делали очень качественные красивые спектакли. У меня очень большой список таких людей.