
8 декабря 2024 года в 17:00 на сцене Большого театра Беларуси солисты оперы, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина» в монументальной постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского.
Главные партии исполнит звездный состав солистов: Юлия Маточкина, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Сергей Скороходов, Евгений Акимов, Владислав Сулимский и Андрей Зорин. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Исполнение «Хованщины» на белорусской сцене пройдет в рамках культурной программы празднования 25‑летия Договора о создании Союзного государства. А также продолжит масштабное празднование 185-летия со дня рождения Модеста Мусоргского — крупный юбилей в мире музыки Мариинский отмечает специальными событиями в течение всего года.
Предстоящие гастроли станут первым выступлением Мариинского театра в Большом театре Беларуси.
«Хованщина» — последняя опера Модеста Мусоргского. Монументальный сюжет о стрелецком бунте, раскольниках-старообрядцах и приходе нового царя, несмотря на выдающуюся литературность, не имеет книжного первоисточника.
Модест Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 по 1880 год, однако так и не успел дописать клавир.
После смерти Мусоргского оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург).
Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Федора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссера первой постановки и исполнил в ней партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ. Художником спектакля стал Константин Коровин.
До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение стало отдаваться авторскому клавиру, воссозданному Павлом Ламмом (1932), и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича (1959), наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского.
Первым к редакции Шостаковича обратился Кировский (Мариинский) театр в 1960 году. А в 1989-м, к фестивалю Мусоргского, Валерий Гергиев раскрыл неоправданные купюры, освежив восприятие партитуры.
13 июля 1952 года в Кировском (Мариинском) театре был представлен новый спектакль в режиссуре Леонида Баратова. Внимание к реалистическим деталям и размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича.
К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, продолжившего в советское время традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина.
Позднее сценическая версия была подновлена Юрием Александровым и Юрием Лаптевым (2000). Художник возобновления — Вячеслав Окунев, художник возобновления костюмов — Татьяна Ногинова. Так в репертуаре Мариинского театра по сей день сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» в ноябре 1911 года.
Пресс-служба Мариинского театра