С 3 по 16 августа 2020 в живописном итальянском городе Леричи на берегу Лигурийского моря прошел Lerici Music Festival.
Итальянские СМИ уже назвали это событие символом перезапуска музыкальной жизни страны: здесь, в Заливе поэтов, на открытых площадках прошло 14 концертов, которые посетили в общей сложности более 3 000 человек.
Среди участников — самые известные итальянские музыканты: Анна Тифу, Альберто Болоньи, Габриэле Пьеранунци, Гайя Гайбацци, Франческо Фьоре, Джузеппе Бруно, Глория Кампанер, Костанца Принчипе, Беатрис Рана, Марио Стефано Пьетродарки и многие другие.
В программе — сольные, камерные выступления, концерты с оркестром, а также большой блок мастер-классов и других образовательных мероприятий.
О том, как провести фестиваль такого уровня in tempora pestis (во время пандемии), как прошла встреча музыкантов с публикой и какие изменения ждут музыкальную индустрию в будущем мы поговорили с художественным руководителем и президентом фестиваля, дирижером Джанлукой Марчано и некоторыми солистами.
Джанлука Марчано, дирижер, художественный руководитель и президент Lerici Music Festival
– Маэстро, поделитесь, что Вы делали на карантине? Как использовали это время?
Джанлука Марчано: Постоянно думал, что я могу сделать, несмотря на пандемию, чтобы музыка не прекращалась. Я разговаривал с множеством коллег со всего мира, работал над новыми идеями, строил планы и, наконец, ждал первого сигнала о том, что можно что-то начинать.
– Весной ситуация с коронавирусом в Италии была ужасающей. Как Вы решились провести фестиваль? Какие ограничения на мероприятия были в то время?
Д. М.: Я никогда не терял надежды, даже в самые худшие моменты пандемии в марте и апреле. Я был за границей, был в Армении, но постоянно был на связи с Италией, следил за каждой новостью от правительства и моих сотрудников.
Окончательное решение проводить фестиваль я принял в конце апреля, как только мы получили первое постановление с правилами безопасности для мероприятий на открытом воздухе и в помещении.
Ограничения были очень строгими, начиная от дистанции на сцене и в аудитории, до обязанности дезинфицировать всё до и после концертов. По одному пюпитру на каждого музыканта, маски, гель, информационные плакаты, аудио и видео сообщения, а также ограниченное количество гостей на концертах.
Были ограничения и по месту проведения (200 зрителей в закрытом помещении, 1 000 — на открытых площадках, включая обслуживающий персонал и прессу). Это уже позволило нам сделать первые шаги к фестивалю, но всё ещё было неясно, кому будет разрешено путешествовать, когда это произойдет и как это произойдет.
Всё это меня не остановило, и я начал искать решения. Радикальное изменение программы, даже смена формата, установление контактов со всеми лучшими музыкантами Италии, строительство новой площадки на открытом воздухе, поиск новых партнеров и сторонников — всё это стало ключом к нашему успеху.
– Леричи — место невероятной красоты, этой местностью восхищались Шелли, Байрон и Вагнер… Чем ещё он подходит для проведения музыкального фестиваля?
Д. М.: Леричи — красивый город с захватывающим видом, окруженный красивейшей природой от моря до гор. Теплые цвета типичных лигурийских домов, монументального замка, потрясающих деревень в окрестностях, таких как Телларо, прекрасные вина и кулинарные традиции веками вдохновляли художников со всего мира. Вот почему Леричи и его окрестности получили название «Golfo dei Poeti» («Залив поэтов»). Я думаю, что это уже очень хороший повод провести там фестиваль.
Добавлю, что это мой родной город, и с детства я всегда мечтал привезти туда музыку. Я помню, как обещал своим друзьям в школе, что однажды приеду в Леричи, чтобы выступить с известными оркестрами и другими коллегами.
Ключевым фактором является то, что мы получили хорошую поддержку от правительства города. В итоге мы провели три фестиваля в течении трёх лет.
У Леричи отличное стратегическое положение: город лежит на перекрестке между тремя важными регионами, такими как Лигурия, Тоскана и Эмилия-Романья. Здесь на своих красивых виллах живут иностранцы, желающие проводить крупные культурные мероприятия в городе, которых до нашего приезда не было.
– Как составлялась программа фестиваля? Как выбирали солистов?
Д. М.: По понятным причинам мы не могли пригласить иностранных музыкантов, и я не хотел рисковать. Задача была спланировать фестиваль как демонстрацию итальянского музыкального мастерства.
За свою карьеру я встретил много замечательных музыкантов, и с большинством из них мы стали близкими друзьями. Мне посчастливилось пригласить лучших итальянских музыкантов нашего времени: Беатрис Рана, Анну Тифу, Сильвию Каредду, Глорию Кампанер, Габриэле Пьеранунци, Джулио Плотино, Франческо Фьоре, Эрику Пиккотти, Людовику Рана, Массимо Спада, Гайю Гайбацци, Паоло Карлини, Федерика Северини, Кармен Джаннаттасио, Винченцо Костанцо, Фабио Армилиато, Марио Стефано Пьетродарки, Джузеппе Бруно, Эксклюзивный квартет саксофонистов, Бетти Махарински, Луиджи Карио и Паоли Джо.
Фестивальный оркестр Леричи был сформирован из молодых талантов, которые также были счастливы наконец-то вернуться к работе
– Большое внимание в этом году было уделено Ф. Феллини и Э. Морриконе: как кино и музыка были связаны друг с другом на этом фестивале?
Д. М.: 2020 год — год чествования гения кино Федерико Феллини. Во всём мире отмечается 100 лет со дня его рождения, и мы не могли обойти стороной эту дату.
К сожалению, в этом же году мы потеряли одного из величайших композиторов нашего времени — Эннио Морриконе.
Музыка и кино очень тесно связаны с самого первого дня изобретения кино. Многие из самых известных сцен ассоциируются в нашем сознании с красивой темой, написанной специально для них. Музыка усиливает силу выражения и порой добирается до чувств зрителя быстрее, чем видеоряд. Волшебство Феллини вряд ли проявилось бы без музыки Нино Роты, так же как работы Серджио Леоне и многих других великих режиссеров не стали бы шедеврами без Эннио Морриконе.
– Вы упомянули, что изменилась концепция фестиваля. В чём особенность фестиваля этого года?
Д. М.: Я считаю этот год нулевым. Это совершенно новый фестиваль. В этом году музыканты приезжали в Леричи и жили здесь две недели, репетировали, выступали, общались, обменивались опытом, давали мастер-классы.
Обычно на фестивале у вас нет на это времени, вы приезжаете-играете-уезжаете. Я всегда мечтал пригласить друзей в мой родной город и наслаждаться с ними музыкой, но и не только музыкой! Здесь формируются новые связи и контакты. Самое главное — отличная атмосфера, без стресса, без негатива, без «звездного поведения», а просто веселье и музыка самого высокого уровня!
Также, у нас впервые был композитор-резидент – Алексей Шор. Я знал его музыку, так как слышал её в исполнении многих знаменитых музыкантов и дирижеров. В Леричи мне второй раз довелось исполнить произведения Алексея Шора после фестиваля Music 20, который проходил в июле в Ереване.
Надо сказать, что его творчество очень требовательно к оркестру, много виртуозных моментов, но всё четко и очень хорошо написано.
Приятно исполнять современные произведения с красивыми мелодиями, которые остаются в памяти даже после спектакля. Это музыка, написанная для публики, и публика её очень любит. Мне, как дирижеру, понравилось, и я надеюсь, что в будущем у меня будет ещё много шансов сотрудничать с Алексеем.
– Фестиваль такого уровня невозможно провести без поддержки…
Д. М.: Безусловно! В этом году у нас появился новый партнер — Европейский фонд поддержки культуры (EUFSC ) и его президент Константин Ишханов. Партнерство с EUFSC было одной из основных, если не главной, причин по которой фестиваль в принципе мог состояться в этом году.
Я должен поблагодарить Константина Ишханова, потому что он проявил инициативу именно тогда, когда это было нужно. Он поддержал нас с самого первого момента нашего разговора, и вся команда в Фонде усердно работала, чтобы помочь нам. Очень надеюсь, что это сотрудничество будет продолжаться и развиваться ещё больше. Фестивалю очень повезло иметь такого партнера.
Марио Стефано Пьетродарки (бандонеон)
– Как прошла Ваша первая встреча с публикой?
Марио Стефано Пьетродарки: Это было как раз на фестивале в Леричи. Для меня карантин стал непростым периодом, потому что я привык много путешествовать и 20 лет я передвигался без остановки. В течение этих долгих дней я старался сосредоточиться на учебе.
К счастью, с приходом лета всё наладилось, и активность возобновилась. Я знаю маэстро Джанлуку Марчано около 10 лет. Всегда приятно делить сцену с музыкантом его глубины.
Я должен признаться, что во время выступления в Леричи своим напором я немного напугал зрителей (смеётся). Потому что мы, артисты, привыкли ежедневно кормиться публикой, аплодисментами и объятиями, мне так этого не хватало! Но всё прошло хорошо, ведь наши зрители тоже очень соскучились.
Я всегда считал, что музыка может состояться при участии двух сторон: музыкантов и публики, без их взаимодействия, без любви и близости слушателя музыка невозможно. Спасибо фестивалю, что подарил нам всем нам возможность творить.
Анна Тифу (скрипка)
– Расскажите, как прошли Ваши первые выступления после карантина?
Анна Тифу: Я провела без концертов четыре месяца и не скрою, мне было настолько тяжело, что целый месяц я не прикасалась к скрипке. Джанлука был первым, кто позвонил мне и рассказал о своей идее фестиваля. Я была очень счастлива, когда он позвонил, потому что работать с Джанлукой — это прекрасно, он отличный музыкант и мой настоящий друг.
Когда я вышла на сцену, у меня было ощущение, как будто я выступаю первый раз. Я нервничала больше, чем обычно, потому что никогда до этого у меня было перерыва в игре больше месяца. Но было действительно здорово снова играть для людей! В особенности для меня — я очень застенчивый и замкнутый человек, и мне комфортно, когда я играю на скрипке, и мои эмоции исходят от музыки, которую я играю.
На фестивале я впервые играла музыку Алексея Шора, она очень сентиментальна и мелодична. Она также очень интересна написана и удобна для игры на скрипке. Её приятно слушать. Он замечательный композитор, чей стиль напоминает мне Рахманинова. Я надеюсь, что в будущем у меня будет возможность исполнить ещё больше произведений Шора!
Я хочу сказать большое СПАСИБО всем людям, которые так много работали для этого фестиваля и сделали это возможным. В частности, Европейскому фонду поддержки культуры и Джанлуке Марчано. Кстати, в 2021 году я выступлю на фестивале на Мальте, который организовывает этот фонд, так что рада была начать сотрудничество.
Что действительно ценно, что, несмотря на большую работу, которую каждый должен был проделать, они всегда были готовы помочь нам, и сделать всё, чтобы вызвать улыбки на наших лицах. Для меня чрезвычайно важно, чтобы когда я работаю, вокруг меня были позитивные люди. Это делает обстановку лучше, музыку лучше, сразу рождается положительная энергия на сцене.
Альберто Болоньи (скрипка)
– Что Вы можете сказать об организации фестиваля?
Альберто Болоньи: О фестивале могу сказать в трех прилагательных: профессиональный, эффективный и дружелюбный.
– Часть Вашей программы состояла из произведений современной музыки, можете рассказать об этом подробнее?
А. Б.: Я привык много исполнять современную музыку. Я думаю, что мы можем выделить две великие категории композиторов, несмотря на все их различия в стилях и, осмелюсь сказать, в философии: к первым относятся те, кто пишет только для себя и избранных, вторые — те, кто пишет для себя и зрителей.
Мне больше близки композиторы из второй категории и на фестивале у меня произошло музыкальное открытие: я познакомился с музыкой композитора Алексея Шора. Его музыка сразу устанавливает тесную эмоциональную связь с аудиторией. Он не тривиален, но довольно изощренно вдохновляется множеством источников, что прекрасно доказывает его скрипичный концерт из трех частей «Фантазмы», который я сыграл на фестивале.
Две внешние части напоминают виртуозное сочинение XIX века, приправленное совершенно современным размахом и остроумием, в то время как лирическая вторая часть является прекрасным противовесом неистовой энергии двух других. Я с нетерпением жду возможности снова сыграть Phantasms, а также другие его сочинения для скрипки.
Костанца Принчипе (фортепиано)
– Расскажите, каково это — вновь оказаться на сцене после долгого перерыва?
— Фестиваль был особенным моментом для меня и, думаю, для всех нас. Всё-таки пандемия очень сильно повлияла музыкантов и в психологическом плане тоже. Но благодаря фестивалю внезапно мы все оказались вместе в прекрасном городе, и снова стояли на сцене! Фестиваль дал мне возможность творить музыку с другими, что, я думаю, является одной из высших форм общения.
Я выступала с потрясающими музыкантами. Мы играли Трио Бетховена для фортепиано, флейты и фагота с Сильвией Каредду и Паоло Карлини и очень мрачное Фортепианное трио Шостаковича № 2 с Анной Тифу и Эрикой Пиккотти.
На фестивале я также исполняла Travel Notebook композитора-резидента фестиваля Алексея Шора для фортепиано с оркестром с Джанлукой Марчано и Фестивальным оркестром Леричи, и это был замечательный опыт – для меня это новый композитор.
Считаю, что Travel Notebook — блестящая работа, которая действительно обращается непосредственно к аудитории, проводя её по семи разным городам и ситуациям. Настоящее путешествие сквозь музыку. Должна отметить, что это произведение требовательно к музыкантам (я говорю за себя) — партия фортепиано временами была непростой! Но и я, и публика были довольны результатом! Замечательный опыт!
Материал подготовила Дженнет Арльт