
Концертмейстер и солист ведущего оркестра Израиля объяснил “Вестям“, почему карантинные меры в отношении концертных залов вызывают недоумение у музыкантов.
— Илья, в серии концертов, которую ИФО провел в конце июня – начале июля в своем зале в Тель-Авиве, а также в Иерусалиме и Хайфе, были предприняты беспрецедентные меры медицинской безопасности.
— Да, мы с большой ответственностью отнеслись к этим концертам. Доступ в зал публики был ограничен. Поэтому мы разделили оркестр на два камерных состава, чтобы в итоге выступать чаще и при всех ограничениях дать послушать музыку большему числу людей. Такие малые составы позволили нам и на сцене соблюдать дистанцию между музыкантами, хотя это и создавало трудности для ансамблевой игры. Слушателей запускали в зал по одному, все были в масках, за этим следили специальные люди.
Уверяю, мы были гораздо осторожнее, чем те, которые собирались в то же время в ресторанах и кафе или выходили на пляжи. В итоге почему-то раньше всех закрыли нас…
— Есть ли разница в психологическом самочувствии музыкантов тогда, в марте, когда концерты были остановлены в первый раз, и сейчас?
— Есть, и огромная! Когда мы 11 марта вынужденно отправили домой уже пришедших слушателей и играли при пустом зале, у нас было ощущение, что такая мера необходима. А сейчас, когда нас закрывают второй раз, причем мы видим, что вокруг царит полная неразбериха в отношении карантинных мер, безусловного понимания с нашей стороны это уже не вызывает, что очень горько. Помимо всего прочего новый перерыв грозит опасностью для самого существования нашего оркестра.
— Как вы сейчас существуете в финансовом плане?
— Как-то существуем, но наши запасы не бесконечны. У нас ведь три финансовых источника – концертные сборы (продажа абонементов и билетов), спонсорские вложения и помощь государства. Абонементы и билеты дают 50% наших доходов.
Государственная составляющая в этой триаде самая маленькая, и она идет не на оркестрантов, а на содержание нашего зала в Тель-Авиве и аренду залов в Иерусалиме и Хайфе. Поэтому совершенно неясно, как мы будем существовать дальше…
Да, мы две недели все-таки выступали. И это хорошо не столько в финансовом плане, сколько для самочувствия музыкантов. Оркестр должен играть! Заметьте, мы не просим дополнительной денежной помощи у государства. Пусть дадут нам возможность играть. Пусть в зале будут не 250, а 100 зрителей. Мы бы и для 50 сыграли.
Залы, в которых мы выступаем, большие, вмещающие примерно 2500 слушателей. Если в такой зал придут даже 250 человек – это десятая его часть. Получается, что на каждый ряд придется по несколько человек. Это гораздо безопаснее, чем ходить по улицам в Тель-Авиве или на пляж, ездить в автобусах и поездах!
Фестиваль в Эвиане ─ одно из первых в мире мероприятий с публикой с начала пандемии
— А спонсоры сейчас вам помогают?
— Спонсор не благотворитель, ему важно, чтобы оркестр играл, чтобы приходила хоть какая-то публика, выпускались буклеты с рекламой. Давать деньги за красивые глаза никто не будет. Ну, или, по крайней мере, долго не будет.
— Как вы относитесь к идее бесплатных (для слушателей) виртуальных концертов, будь то выступления оркестра, отдельных его музыкантов при пустых залах или демонстрация старых записей?
— Относимся-то мы хорошо. Это хотя бы напоминает слушателям, что мы все еще существуем. Но ведь это опять-таки наши затраты, при том, что мы не получаем за такие выступления ни агоры. И даже живой концерт, но без публики, мы фактически играем сами для себя. Музыкантам нужны реальные слушатели, а не только виртуальные. Конечно, виртуальный концерт лучше, чем ничего, однако все же предпочтительнее играть перед людьми. Даже если в зале 50 человек.
— Какое у вас ощущение: если эта пандемия закончится и можно будет вернуться к нормальной концертной жизни, слушатели снова, как раньше, заполнят залы на ваших вечерах или потеряют к ним интерес?
— Вот вам реальный пример – наше недавнее временное возвращение в залы. Чувствовалось, что постоянные слушатели хотят возобновления концертов. Все пришли с радостью. Коллеги из отдела продаж говорили, что практически не было отказов от абонементов! Кстати, на один из наших концертов в Иерусалиме пришел министр культуры, демонстрируя тем самым моральную поддержку государства.
Вопрос не в том, хотят или не хотят люди слушать живой оркестр. Дело в другом: удастся ли нам пережить нынешнее время? И это касается не только нашего, но и других израильских оркестров. Мы-то как раз сильнее, чем другие. Сейчас в ужасном положении вся сфера культуры в нашей стране, да и не только в ней.
Поэтому повторю еще раз: дайте нам возможность выступать хотя бы перед небольшим количеством публики, соблюдая все предосторожности. Это помогло бы нам продержаться. Что бы там ни говорили, а настоящая музыка людям нужна. Да, это не хлеб насущный, без нее от голода не умрешь. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек!

Очень хотим живых концертов!!!!!!Соскучились!!!!!!!!!!!
Очень взвешенное во всем интервью,много сложностей и ограничений именно для музыкантов ( поставлены в очень неравное положение с коммерческими и бытовыми структурами и шоу-бизнесом ) – говорит знаменитый и легендарный концертмейстер Израильского филармонического оркестра Илья Коновалов. Безусловно надо срочно находить возможности для возвращения академического искусства во всех ипостасях…. Удачи,ждем позитивных новостей,большое спасибо музыкальному критику и журналисту Виктору Лихту и ” ВЕСТЯМ ” за это столь важное в наше время интервью.
Если хоть-бы раз на концерт пришел министр здравохранения или просто ответсвенные работники министерства,полиции или безопастности,то у них было-бы понятие о обо всем.Давным давно на концерты приходили премьер министры и президенты (А.Шарон,И.Рабин,Ш.Перес,Э.Барак,Х.Герцог),а сейчас,после пару десятков лет впервые увидели на концерте министра культуры.Это и есть отношение и понятие правительства к культуре и воспитанию в нашей стране.Потому они закрывают концертны залы,в которых никто не заразился,но оставляют открытыми те места ,где заражаются сотнями.
Dайте выступать перед публикой!!!!!!!!!!!!!!!! – MUZIKA eto je lekarstvo ot korona virusa! doljni ponjatj politiki i drugie……