С 4 по 9 июля зал Grange au Lac вновь проводит свои знаменитые «Музыкальные встречи»: фестиваль, созданный в 1976 году Мстиславом Ростроповичем и Антуаном Рибу, временно прекративший свое существование в 2000 году, и возрожденный в 2014, остается эталоном мира музыки и обещает стать незабываемым событием этого лета.
Это одно из первых крупных культурных мероприятий в мире со зрителями с начала пандемии коронавируса.
Зарекомендовав себя как один из престижнейших музыкальных фестивалей в мире, «Музыкальные встречи в Эвиане» предлагает публике разнообразную музыкальную программу и приглашает лучших дирижеров, певцов, музыкантов, а также лучшие оркестры мира для участия в оперных и концертных постановках и выступлениях.
Фестиваль проходит каждое лето в концертном зале «La Grange au Lac», построенном по инициативе Антуана Рибу, основателя группы Danon, для своего друга Мстислава Ростроповича. В соответствии c послаблениями карантинного режима во Франции, команда La Grange au Lac сделала все возможное, чтобы приветствовать аудиторию в обновленном формате Rencontres Musicales d’Evian 2020.
Это позволит ограниченному количеству зрителей посетить шесть невероятных концертов, первоначально подготовленных для прямой трансляции в более камерной обстановке и визуальных решениях. Для соблюдения мер безопасности и здоровья музыкантов и зрителей, в зале предусмотрена дистанционная рассадка. В зале, спроектированном на 1200 посадочных мест, смогут разместиться только 150 зрителей.
Благодаря финансовой поддержке компании Rolex, La Grange au Lac (фр. – «Сеновал у озера») сможет провести прямой эфир шести непревзойденных концертов из легендарного концертного зала в Эвиане. Прямой эфир будет транслироваться на Radio Classique и medici.tv.
Rolex – настоящий меценат в мире искусства. Компания вносит неоценимый вклад в развитие ведущих культурных событий современности и позволяет напомнить современному обществу о той важной роли, которую играет классическая музыка в нашей жизни.
Философия компании Rolex отражается в многолетней приверженности миру культуры, которая проявляется в продолжительном сотрудничестве с престижными учреждениями и выдающимися личностями, спонсировании фестивалей и событий мирового значения, поощрении незаурядных талантов.
Денис Шаповалов – о Мстиславе Ростроповиче: “Он был приключение и сказка”
Поддержка музыкальной экосистемы
В эти непростые времена «La Grange Au Lac» стремится внести свой вклад в поддержку музыкальной и культурной экосистемы, и выразить солидарность значительно пострадавшей сфере культуры и музыки. Чтобы позволить зрителям вернуться в концертный зал, а артистам мирового уровня выйти на сцену, команда «La Grange Au Lac» приняла решение провести фестиваль «Музыкальные встречи в Эвиане» летом 2020 года, с соблюдением всех ограничений и мер предосторожности для защиты здоровья населения.
«В 2014 году после мы возобновили проведение фестивалей в концертном зале La Grange au Lac, который слишком долго оставался без публики и музыкантов. В 2020 году мы не могли снова закрыть его. Для нас жизненно важно дать возможность всем, кто служит музыке, продолжать сохранять ее и заниматься своим делом. Это основная миссия концертного зала.
Так родилась идея проведения нового формата Rencontres Musicales d’Evian 2020. Мы хотим сердечно поблагодарить всех организаторов и участников: исполнителей, технических специалистов, дирижеров, звукооператоров, административный персонал, координаторов по логистике и, конечно, наших партнеров, спонсоров и меценатов, без которых это мероприятие бы не состоялось. Мы также хотим выразить огромную благодарность зрителям La Grange au Lac, лояльность которых укрепила нашу решимость»,
– рассказывают организаторы фестиваля.
Благодаря финансовой поддержке компании Rolex, фестиваль, посвященный памяти великого виолончелиста Мстислава Ростроповича, пройдет в прямом эфире из легендарного, единственного в своем роде концертного зала, построенного из кедра и сосны и расположенного на территории легендарного курорта Эвиан. Изначально планировалось, что фестиваль пройдет в пустом зале с возможностью увидеть все 6 концертов в прямом эфире. Усилия организаторов и улучшение эпидемиологической ситуации в регионе позволило сделать присутствие зрителей в зале возможным.
Программа фестиваля
Музыканты квартета Модильяни, художественные соруководители фестиваля, откроют его вечерним концертом 4 июля и исполнят «Струнный квартет фа мажор» Равеля, в сопровождении хореографической постановки Флорана Мелака, танцора Национальной оперы Парижа и его танцевального дуэта с Аньес Летестю, прима-балериной Национальной оперы Парижа. Квартет № 14 ре минор «Смерть и девушка» Шуберта завершит этот захватывающий вечер в сценографии Джереми Деместера.
Второй вечер «Музыкальных встреч» начнется 5 июля с вальса Мориса Равеля в исполнении замечательной пианистки Беатрис Рана. Известный виолончелист Готье Капюсон присоединится к ней, чтобы сыграть Сонату № 4 Бетховена в честь 250-летия композитора. Затем, в компании кларнетиста Пола Мейера, это превосходное трио завершит этот яркий концерт исполнением трио Брамса для кларнета, виолончели и фортепиано.
Готье Капюсон и квартет Модильяни вернутся на сцену 6 июля в сопровождении пианиста Бертрана Шамайю и контрабасиста Яна Дюбоста для исполнения Шубертиады. В программе вечера: легендарный квинтет Шуберта, известный как «Форель» и квинтет для двух виолончелей до мажор.
7 июля Сергей Хачатрян представит фортепианные трио Бетховена в сопровождении своей сестры Лусине и виолончелиста Нарека Ахназаряна. Программа, посвященная фортепианному трио, начнется с произведения Бетховена «Призрак», а затем продолжится фортепианным трио фа-диез минор армянского композитора Арно Бабаджаняна. Трое замечательных исполнителей завершат вечер в волнующей атмосфере элегического трио № 1 Рахманинова.
Вечер 8 июля с участием квартета «Эбен» будет посвящен камерной музыке. Концерт начнется с квартета № 12 ми-бемоль мажор Бетховена. Затем к виртуозному квартету присоединится альтист Антуан Таместит, чтобы исполнить яркий квинтет для двух альтов соль минор Моцарта.
Три ярчайшие звезды нового поколения впервые встретятся на сцене 9 июля для захватывающего дух концерта. Каждый из этих фантастических исполнителей продемонстрирует свою виртуозность и универсальность.
Лия Петрова и Александр Канторов, победитель Международного конкурса имени Чайковского 2019 года, откроют концерт исполнением сонаты для скрипки и фортепиано Дебюсси.
Виолончелист Брюно Филипп поднимется к ним на сцену для фортепианного трио № 1 до минор Шостаковича. Затем Антуан Таместит исполнит сонату для альта и фортепиано фа минор Брамса. Все эти замечательные музыканты объединят свои усилия и таланты в завершающем музыкальном фейерверке «Музыкальных встреч в Эвиане», — фортепианном квартете № 1 соль минор Брамса.
GRANGE AU LAC
Эвианские “Музыкальные встречи” восходят к середине 70-х и являются плодом международной дружбы великого Мстислава Ростроповича и основателя компании Danon Антуана Рибу, и стали живым наследием творческого и дружеского тандема великого музыканта и талантливого предпринимателя.
Фестиваль был задуман для Ростроповича, воплощением внимания к музыканту стал уникальный La Grange Au Lac, (в переводе с французского «Сеновал у озера”) – так называется концертный зал, выстроенный для фестиваля архитектором-провидцем Патриком Бушеном. Сооружение полностью выполнено из дерева: “Моя дача”, – называл его Ростропович.
Результат получился ошеломляющим: эту “деревянную палатку” на 1200 посадочных мест построили всего за 6 месяцев за минимальный для подобного сооружения бюджет в 10 млн франков («Все равно, что цирк построить», – пошутил по этому поводу Рибу). Условия строительства были крайне сложными – нельзя было разрушать скалу, защищающую источник минеральных вод и рубить деревья.
Творческий манифест Бушена: «Дыши, слушай, смотри». Сеновал у озера – его ярчайшее воплощение, современная архитектура «а ля рюс». С виду — неказистый деревянный сарай, внутри — многоярусный уютный театр в зарослях берез над эстрадой. Здесь Франция будто бы прорастает Россией. Это настоящая сказка русского леса, рассказанная французским архитектором и сценографом, которого пресса называет «иконоборцем».
Архитектор вспоминает:
“Часть магии этого места – в том, что ты в зале, стоит только открыть дверь. Чем-то это напоминает цирк. Еще один элемент архитектурного очарования – потолок в форме пшеничного колоса. Я решил удивить Ростроповича и включить в сценографию дерево, символизирующее Россию – березу. Вы входите в помещение и вас окружают ароматы, запахи, вы сливаетесь с этим древесным миром”.
Художественный директор фестиваля Филипп Бернхард говорит об отпечатке личности Ростроповича на всем облике концертного зала:
“Входишь в зал – как будто к Ростроповичу домой заходишь”.
Музыкальные встречи стартовали в 1976 году, быстро став фестивалем европейского и международного значения. В 2000 году фестиваль был прерван, чтобы возродиться 14 годами позже, уже после смерти Ростроповича.
Елизавета Вайсбух