С 2015 года крупнейшие музыкальные театры страны подключатся к программе «Большие гастроли». Об участии в этой программе рассказал генеральный директор Большого театра России Владимир Урин.
— Как вы относитесь к идее присоединения к «Большим гастролям»?
— Сама по себе идея замечательная. Я родом из глубинки и прекрасно знаю, что значат для города, где нет особого разнообразия театральных событий, гастроли крупного театра. Помню, чем для меня были приезды в Киров Пермского и Свердловского театров оперы и балета и Ивановского театра оперетты.
Поэтому идея организовать некий центр, который координировал бы гастрольную жизнь, более того, решал, хотя бы частично, финансовые вопросы по организации гастролей, с моей точки зрения, абсолютно здравая. И я знаю, что первые результаты максимально обнадеживают: в Кирове недавно побывала «Мастерская Петра Фоменко», и мне кировчане взахлеб рассказывали о своих впечатлениях.
— С директором Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности Евгенией Шерменевой уже удалось о чем-либо договориться?
— Мы обсуждали целый ряд вопросов, в том числе по поводу Большого театра. Уже есть предложение из города Самары. В следующем году исполняется 70 лет со дня Победы, а наш театр в годы войны находился там в эвакуации. Самарцы пока устно пригласили нас к себе. Я высказал эту идею Евгении Борисовне, она поддержала. Поездка Большого театра — дело дорогостоящее, и если власти города будут заинтересованы в поддержке гастролей, мы с радостью откликнемся.
Мы обсуждали и еще одну важную проблему — театральные площадки. Площадок, способных принять Большой театр, не так мало, но, как правило, это города, где имеются свои музыкальные театры. Тем не менее в России явно не хватает и музыкальных спектаклей, и возможностей их показывать.
И надо отдавать себе отчет, что при нашей жизни всю Россию не застроят полностью оснащенными музыкальными театрами. Да и не нужно это. Поэтому мы говорили о возможности концертного исполнения, если сцена не приспособлена для полноценного спектакля. Может быть, концертный вариант с элементами театрализации, и сборный концерт с ведущими солистами оперы и балета, и гастроли ведущих солистов…
Репертуар многих театров совпадает, особенно в части классики. У местных властей всегда найдутся деньги, чтобы обеспечить солистам проезд, проживание, гонорар. Если какую-то часть расходов Центр по поддержке гастролей возьмет на себя — вообще не будет проблем. А приезд двух, трех, четырех солистов, исполняющих главные партии, — уже событие.
— Насколько я понимаю, у ведущих солистов график расписан на несколько сезонов вперед. Согласятся ли они обменять выступление в «Ла Скала» на выступление, скажем, в Сибири?
— Если это гастроли театра — это обсуждаться не будет. У солистов есть обязательства перед театром. И «Ла Скала», и «Метрополитен-опера», и «Ковент-Гарден» возможны для артистов только тогда, когда они не заняты в Большом. Это четкое условие. Хочешь быть свободным художником — будь им. Но тогда и в Большом ты будешь приглашенным солистом. Да и не всё зависит от этих обязательств, я на практике не могу припомнить ни одного случая, когда тот или иной артист театра сказал бы, что не поедет выступать в регион. Там не такая избалованная, пресыщенная публика, как в столицах, артисты получают совсем иную энергетику от зрительного зала. И они много выступают по России, любят это.
— Какие-либо пожелания по гастролям Большой театр будет высказывать?
— Нет. У нас есть госзадание, и мы должны работать в Москве. Каждый день заполнять две, а иногда и три сцены. Есть соответствующие показатели по количеству спектаклей, если мы их не выполним, нам могут уменьшить финансирование. В Москве мы за каждый спектакль зарабатываем столько, сколько не заработаем за все гастроли в регионе. Так что ни экономического интереса, ни желания навязываться кому-либо у нас нет. Мы готовы гастролировать, но инициатива должна исходить от регионов.
Если у руководителей региона есть интерес к Большому театру, они должны сделать предложение Евгении Борисовне и нам. Мы посмотрим, что у нас по плану, выберем дату, а дальше уже будем обсуждать организационно-финансовые вопросы. Я глубоко убежден, что должны встречаться три стороны. Если у принимающей стороны интереса нет, не надо ехать. Это очень простой вопрос.
— А как же просветительская деятельность?
— Осуществлять свою просветительскую миссию мы должны на высоком профессиональном уровне. И задача театра — показывать высокохудожественное, качественное произведение искусства. Тем более что наши спектакли часто транслируют по всей России и не только, их смотрят миллионы. Именно в том виде, в котором они созданы. А любой выезд — это всегда потери: в качестве, в возможности полноценного показа.
— Насколько график позволит вам гастролировать по России?
— Много ездить мы не можем — у нас есть обязательства перед зарубежными партнерами, на каждый сезон запланировано по две-три длительные поездки. Мы договорились с Евгенией Борисовной, что если в 2015 году будет Самара, то дальше станем обсуждать уже 2016-й, потом — 2017-й: в год — одни гастроли по России.
— Театр не хочет ездить по стране?
— Я уже сказал: не может делать это постоянно. Обязательства перед учредителем и иностранными партнерами, а также экономическая сторона вопроса такова, что гастроли по России априори убыточные. Обычно мы выезжаем в составе 180–200 человек. Посчитайте расходы: дорога, перевозка декораций, проживание в гостинице, аренда площадки, реклама, суточные… А теперь доходы. Если на Западе импресарио может установить достаточно высокие цены на спектакли Большого и их купят, то в городах России это невозможно, их просто не смогут купить. Мы должны устанавливать цены, доступные для региона, что без поддержки местных властей и Центра по гастролям нереально.
— Вы готовы отправить артистов, скажем, жить в юртах, как жили этим летом артисты Театра Маяковского?
— В юрты отправить жить артистов мы точно не сможем, иначе они потом не смогут петь и танцевать. Мы все-таки живем в XXI веке. Условия проживания артистов на гастролях прописаны у нас в коллективном договоре. Если они окажутся хуже, артисты вправе отказаться от поездки.
Но мы нормальные люди, и всё можно объяснить. Одно дело, когда мы приезжаем и нам дают лучшее, что есть в регионе, пусть оно и не совсем соответствует нашим требованиям. Другое дело, когда тебе покупают билет с пересадками, хотя есть прямой рейс, и сажают в автобус, который не едет.
Если мы понимаем, что желание, чтобы мы приехали, велико, мы можем встретиться с коллективом, всё обговорить и получить согласие на изменение условий. Это ведь жизнь, к ней надо относиться спокойно и мудро.
— Министерство культуры в 2014 году выделило на поддержку гастролей 240 млн рублей. Достаточно ли этой суммы?
— Как базовая сумма неплохая, но важно, чтобы она была больше — за счет региональных, муниципальных, спонсорских денег. Сейчас важно раскрутить маховик. И если гастроли станут качественными, то постепенно и финансы прибавятся. Не исключаю, что через какое-то время у Центра возникнет свой бюджет, который позволит решить многие вопросы.
Я вижу цель «Больших гастролей» в том, чтобы наладить некую систему кровообращения. Чтобы не только столичные театры ездили по регионам, но и региональные могли приезжать к нам.
Мы всегда идем на уступки, когда кто-то просит принять их на нашей сцене. В марте к нам приедет Ростовский музыкальный театр. Мы принимаем все театры, участвующие в фестивале «Золотая маска», заранее освобождаем на эти даты сцену. Мы понимаем необходимость этих гастролей и всякий раз, когда возникают такие просьбы, стараемся пойти навстречу. Ведь это наши коллеги, друзья.
— Театр несет убытки.
— Умение зарабатывать — важная составляющая любого бизнеса, и в театре в том числе. Но «доходы театра» — это не только деньги. «Доходы» театра — это и творческий авторитет у зрителей и у коллег по ремеслу. Без второго невозможно первое. Поэтому, принимая любые решения в театре, в том числе касающиеся и гастролей театра, об этом надо помнить.