Незаметно промелькнул почти год со дня открытия прошлым летом, 8 августа, Академии музыки Елены Образцовой, что расположилась в самом центре Санкт-Петербурга в отреставрированном здании во внутреннем дворике Большого Гостиного двора (БГД) на Невском проспекте, 35.
Большую роль в ее создании в стенах БГД, являющегося не только крупнейшим универмагом Северной столицы, но и культурным центром города, сыграла председатель Совета директоров ОАО «Большой Гостиный двор» Надежда Тушакова, близко знавшая Елену Васильевну и сделавшая все для того, чтобы воплотить ее мечту по созданию Академии в жизнь.
Отрадно, что художественным руководителем Академии, по желанию Елены Васильевны Образцовой, стал народный артист Республик Башкортостан и Татарстан, лауреат I Международного конкурса Елены Образцовой, солист Мариинского театра, обладатель почетного звания «Лучший бас мира» и премии “Грэмми” Ильдар Абдразаков. Своим неповторимо теплым басом он покорил и продолжает покорять ведущие оперные сцены мира, в том числе театр «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, США), Ковент Гарден (Лондон) и Ла Скала (Милан, Италия).
Директором Академии является дочь оперной примадонны – Елена Макарова, тоже певица, меццо-сопрано, ученица Монсеррат Кабалье. Она считает, что организаторы Академии сделали все, что хотела мама.
По замыслу Елены Васильевны, главная цель нового учебного заведения должна была состоять не только в том, чтобы обеспечивать классическую систему образования в области оперного пения, но и соблюдать преемственность поколений. А этому должно было способствовать привлечение к преподаванию лучших педагогов по вокалу, а также проведение мастер-классов с участием звезд мировой оперной сцены и всемирно известных концертмейстеров, дирижеров, режиссеров и т.д.
О том, что получилось, Елена Вячеславовна рассказала в своем интервью во время проведения I Международного фестиваля искусств «Елена», посвященного первому выпуску Академии. Примечательно, что начало грандиозного праздника было ознаменовано полуденным выстрелом из пушки, стоящей наверху Нарышкиного бастиона Петропавловской крепости.
После чего осталась красивая серебряная гильза, где выгравирована надпись, подтверждающая, в честь чего произведен оглушительный одноразовый залп из артиллерийского орудия. А сделали его Елена Макарова и Ильдар Абдразаков.
— Не знаю, что у нас получилось,
– начала Елена Вячеславовна.
– Чтобы увидеть, надо, вытянув шею, повернуть голову, на что у меня нет времени, так как сижу внутри, а что видно снаружи, не знаю (смеется). Конечно, было много работы и попыток воплощения наших планов в жизнь. Что-то получилось, что-то нет. Но мы старались, придумывая на ходу что-то новое. Например, I Международный фестиваль искусств «Елена».
— Как он родился?
— Когда мы вместе обсуждали планы и текущие хозяйственные дела. Думали, в частности, о том, какие занавески повесить в классах Академии, в которой ничего нельзя переделывать, потому что она расположена в историческом здании XYIII века. А надо было улучшить акустику, потому что стекла вылетали.
— От оперных голосов?
— Да. Поэтому мы придумали повесить специальные шторки, частично закрывающие стены и то, что выходит в коридор. Они заглушают звук. Именно тогда Ильдар Амирович сказал: «А зачем экзамен, давайте сделаем фестиваль!».
Так он родился. У нас был проект, согласно которому наши ученики пели раз в месяц разные программы в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича и три раза в неделю в концертном зале Большого гостиного двора, помимо Академии. Затем мы вывозили ребят выступать в города Сибири, на Урал, Краснодар и т.д.
— На Вас возложена большая ответственность за подготовку учеников!
— Абсолютная ответственность, в результате чего получилось, что я «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Мне, как директору, приходилось подписывать многочисленные деловые бумажки. Если раньше я в них ничего не понимала, то сейчас разбираюсь и некоторые заворачиваю на переделку… Еще преподавала детям и занималась с ученицей с взрослого подготовительного отделения.
— Вы не жалеете, что согласились быть директором Академии?
— Это случилось не потому, что я такая замечательная, а потому, что, если бы не согласилась, ничего бы не было. Академия задумывалась мамой и после ее ухода нужна была какая-то связующая нить. Поэтому от директорства мне некуда было деться.
Но это сильно повлияло на мою жизнь: я стала реже видеться с семьей, и мой детеныш три-четыре дня в неделю бывает без меня. К тому же мне физически тяжело каждую неделю ездить из Санкт-Петербурга в Москву и обратно…
— Когда открывали Академию, Вы говорили об отличительной особенности подготовки оперных певцов в ней!
— Действительно, у нас много получилось со взрослыми учениками, обучение которых велось по двум направлениям: академический вокал, включающий сольное пение, оперный класс и вокальное исполнительство. И эстрадно-джазовый вокал, в котором наряду с вокальным классом были актерское мастерство, пластика и хореография.
Важно, что в нашей Академии нет одинакового подхода ко всем голосам. С каждым из учеников занимались индивидуально, подбирая им репертуар, соответствующий их голосу. При этом с каждым вели занятия коучи.
— Это концертмейстеры?
— Нет. Коучи – это люди, которые знают, как играет оркестр, какие требования у дирижеров к певцу. Это не просто человек, который может с тобой выучить партию и саккомпанировать тебе. Это те люди, которые работают с дирижерами. Например, когда певец приезжает в какой-либо театр на постановку, то до оркестровой репетиции с ним работает коуч. Это отдельная профессия внутри концертмейстерского искусства.
— Значит, у Вас есть концертмейстер, дирижер, а между ними стоит коуч!
— Да. У нас также есть преподаватели иностранных языков, которых мы приглашаем из университета, школ и т.д., где есть высококлассные, проверенные специалисты. Они помогают правильно поставить произношение на итальянском, французском, английском и немецком языках.
Итальянский язык для студентов академического вокала, например, преподает Мария Никитина, коуч по итальянскому из Мариинского театра, а английский на эстрадно-джазовом направлении – Людмила Дудинова, солистка Мариинского театра.
— Вы обещали, что в Академии будут давать мастер-классы оперные звезды …
— Так и было. Студенты Академии бесплатно обучались на мастер-классах мировых оперных звезд. Два мастер-класса дал Ильдар Амирович. Он работал с их участниками над произношением, интерпретацией, созданием художественного образа и, в целом, над стилистикой исполняемых произведений. При этом на отделении академического вокала он принимал участие в двух постановках опер – «Евгения Онегина» и «Иоланты» Чайковского, каждая из которых включена в фестивальную программу.
Проводить мастер-классы к нам приезжали оперные звезды из зарубежных стран. Так, сопрано Ольга Макарина, солистка «Метрополитен-оперы» (Ноью-Йорк, США) несколько раз в год приезжая в Академию, в течение недели уделяла внимание каждому артисту, прорабатывая с ним мельчайшие детали, чтобы он мог достичь совершенства в вокальном исполнительском искусстве.
Академию посетили выдающийся итальянский тенор, ныне — дирижер Саббатини, а также известный оперный менеджер, арт-директор ведущего оперного агентства Италии “Stage Door” Анджело Габриели. В течение трех дней, с 7 по 9 марта, он проводил прослушивания, чтобы отобрать вокалистов для участия в его мастер-классе. А по окончании занятий с ним, 12 марта, им выпала честь выступить на концерте в Международной академии музыки Елены Образцовой.
Примечательно, что на протяжении всей своей профессиональной карьеры маэстро сотрудничал с такими великими певцами мира как Лучано Паваротти, Николай Гяуров, Мирелла Френи, Ферруччо Фурланетто и Рене Флеминг.
Не раз мастер-класс давал итальянский бас Алессандро Сваб, непревзойденный педагог belcanto, основатель и художественный руководитель Международной школы оперного пения в городе Триест. Благодаря мастерству и особой методике преподавания он стал известным и востребованным педагогом в Италии и за рубежом.
Маэстро приезжал в Академию не только к взрослым, но и детям, поскольку он занимается еще интересным проектом под названием «Дети… в опере». И так далее…
— А как реализовывалась программа для детей, которая включает «основы академического вокала»?
— По два раза в неделю они получали специальность в области вокала и иностранный язык. Причем, итальянский курс специально написан для детей-вокалистов. Два раза в неделю у них была «история мирового искусства». Этот курс написан мной в соавторстве с дипломированным культурологом.
Два раза в неделю дети обязательно изучали сольфеджио. Им также преподавали основы сценического движения и актерского мастерства. И плюс ко всему каждый мог выбрать для занятий танец, ритмику, историю моды и этикет.
На других направлениях (всего их шесть!) они постигали основы эстрадно-джазового вокала, хоровое, изобразительное и театральное искусство. И еще балетное искусство, поскольку в прошлом учебном году у нас работал филиал «Балетной школы Илзе Лиепа», которая со следующего учебного года войдет в Академию. Там занимаются дети от 3 до 12 лет по методике известной российской балерины, разработанной ею более семи лет назад. У нее есть свои школы в Москве, в одну из них ходит моя шестилетняя дочка. При этом я видела, как у нас в течение года это срабатывало: дети просто неслись туда бегом.
— Ученицы этой балетной школы выступали на красной дорожке в день официального открытия фестиваля в Мюзик-Холле?!
— Да. Надо учитывать, что все, кто выступал на фестивале в операх «Евгений Онегин» и «Иоланте», а также эстрадном концертном шоу «Хит-вояж», учились в Академии с октября месяца прошлого года. Многие из них окончили Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, либо Российский государственный педагогическоый университет имени А. И. Герцена, в том числе кафедру сольного пения, а также Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Есть и те, кто продолжает учебу, в том числе в консерватории. Например, 21-летний Гамид Абдулов с феерическим баритоном, который блестяще поет Роберто в «Иоланте». Он еще учится в Санкт-Петербругской консерватории, как композитор, и Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. И 22-летний бас Глеб Перязев, который в этой опере превосходно исполняет партию короля Рене. Недавно он взял первую премию на Y Международном конкурсе вокалистов имени Б. Т. Штоколова, который в апреле месяце проходил в Санкт-Петербурге. Он учится в Герценовском университете.
— То, что произошло на «Евгении Онегине» – это уникальный случай!– когда у исполнительницы партии Татьяны – Алены Гузь в сцене с няней и письмом получился захватывающий лирико-драматический спектакль, от которого нельзя было оторваться. А на следующий день встречавшие ее знакомые в Академии, тепло и искренне поздравляли, подтверждая тот неоспоримый факт, что «на утро она проснулась знаменитой»…
— Это приятно, тем более, что я люблю всех учеников Академии до фанатизма. Я для них – мама и их защитница.
— На взрослом отделении Вы каждого знаете поименно?
— Конечно. Хотя детей не всех знаю, кто-то из них уходил. В прошлом учебном году в Академию поступило 156 студента, в том числе, 105 человек на детское отделение и 51 – на взрослое.
— Много отсеялось?
— Были случаи. Дело в том, что касается пения, – то ли в стране так, то ли поколение такое сейчас, – некоторым кажется, что можно просто выйти на сцену в красивом платье, открыть рот и спеть, а в более зрелом возрасте еще получить за это деньги и пойти домой. А что это – пахота страшная, безумные нервы, много часов физической работы, и то, что оперный солист за спектакль может потерять около килограмма веса, – об этом мало кто думает.
Когда кто-то к нам приходят с желанием поступить и выясняет, что ему надо еще работать, то уходит, разочаровавшись.
— Вы не боретесь за каждого, не заставляете …
— Нельзя заставить любить то, чего ты не любишь.
— Какие планы в следующем учебном году?
— Сейчас у нас в работе опера итальянского барочного композитора Джованни Альберто Ристори «Ариадна», которая, практически, никогда не ставилась. Ей более чем 250 лет! Ее первое исполнение состоялось в 1736 году при дворе короля Августа Третьего. Не так давно в архивах Дрезденской библиотеки был найден манускрипт этой оперы, и ее постановка была осуществлена силами артистов “Царицынской оперы” и солистов Мариинского театра. Есть и другие планы.
— Вы планируете сделать второй учебный год для первых выпускников Академии?
— Да. Потому что некоторые из них выразили желание продолжить учебу. Они сами обратились к нам как клещи с криком: «Нет, мы отсюда не уйдем. У нас есть, чему еще поучиться». Так, на отделении по академическому вокалу из 30 студентов остались 12; по эстрадно-джазовому вокалу из 20 – 8.
Я их понимаю. Во-первых, в Академии очень хорошие педагоги. Во-вторых, здесь интересно и весело. В итоге у нас получилась большая семья, в которой ученики празднуют по классам свои дни рождения и выступления, и разбирают удачи и неудачи. И ко мне приходят «пожаловаться на жизнь» или за советом. А я, как мама, выслушиваю всех и, пытаясь помочь, учу уму-разуму…
Уже начался новый приём. Он будет проходить по всем направлениям на протяжении всего лета. Учеба у детей начнется с 1 сентября, у взрослых с 17-го.
— Елена Вячеславовна, оказавшись на новой для себя директорской стезе, Вы, наверно, открыли в себе какие-то новые черты своего характера?
— Не знаю (смеется). У меня нет времени об этом думать. Но в результате выяснилось, что я, действительно, директор и иногда могу стучать кулаком по столу и даже повысить голос…
Беседовала Алла Буловинова