10 декабря 2023 в зале Зарядье прошел сольный концерт одного из самых знаковых органистов нашего времени. Даниэль Зарецкий исполнил избранные органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха.
— Даниэль Феликсович, какие произведения Баха мы услышим и чем обусловлен выбор такой программы?
— Это был своего рода заказ зала Зарядье – сделать монографическую Баховскую программу и сопроводить её видеорядом с соборами и органами, в которых работал И. С. Бах на протяжении всего своего жизненного и творческого пути.
Я постарался сделать такую программу максимально разнообразной – как по стилю (в ней будут присутствовать как ранние сочинения Баха, так и поздние, будут произведения с итальянским влиянием, с французским), так и по жанрам – фантазия, концерт, прелюдия и фуга, хоральные фантазии из трёх разных циклов, и даже переложения – Баховское переложение инструментального концерта принца фон Саксен-Веймарского, и переложение для органа знаменитой Арии из оркестровой сюиты самого Баха.
— Орган зала Зарядье, вероятно, самый «молодой» орган в России, в чем его отличие от других органов, на которых вы играли? Почему каждый культурный москвич должен обязательно сходить хоть раз в жизни на органный концерт именно в зал Зарядье?
— Орган зала Зарядье не только один из самых больших в России. Это очень редкий для нашей страны тип французского симфонического органа, построенный французской фирмой из Эльзаса, то есть, сочетающий при этом разные влияния.
К тому же, в Зарядье поразительная для концертного зала акустика именно для органного звучания, причём, это ощущается с любого места в самых разных концах зала. И, наконец, наличие двух органных пультов (один – наверху, встроенный в орган, а второй – передвижной, внизу на сцене), тоже даёт дополнительные возможности для органистов, и публике позволяет быть как бы внутри процесса, когда органист сидит не наверху, а на сцене, рядом со слушателями.
— Даниэль Феликсович, вы знамениты не только как концертирующий органист, но и как один из лучших педагогов в нашей стране и за рубежом. Каждый, кто мечтает постичь искусство игры на короле инструментов, хочет попасть в ваш класс в Санкт-Петербургской консерватории, на престижном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева ваши ученики громко заявляют о себе, одерживая победы. В чем секрет вашего педагогического мастерства? Как вам удается взращивать поколения победителей?
— Мне трудно самому оценивать свои педагогические секреты и достижения. К тому же не все секреты надо обнародовать. Могу только сказать, что для меня главное – раскрыть собственный музыкантский потенциал моих студентов, не подгоняя их под «общую гребёнку». Ну и, конечно, здоровая конкуренция в классе тоже играет роль своего рода катализатора творческих достижений и стимулирует упорную работу над совершенствованием своего мастерства и постоянным расширением репертуара.
— Чем отличается все же питерская школа органистов от московской? И отличается ли?
— По моему мнению, эти границы, которые ранее всегда существовали между двумя этими ведущими советскими органными школами, уже давно стёрлись. Прежде всего, благодаря тесному творческому общению наших органных кафедр – совместные концерты, мастер-классы, лекции, конкурсы, обмен педагогическим опытом.
К тому же, сегодня мы уже не находимся в замкнутом органном пространстве, как это было ещё 30 лет назад. Студенты ездят учиться и стажироваться за рубеж, к разным педагогам в разные страны, сейчас доступны любые записи любых органов и известных органистов, любые актуальные нотные и книжные издания.
— Недавно не стало выдающейся органистки Любови Шишхановой. Для всех нас — это огромная потеря, но больше всего, мне кажется, сейчас страдают ее ученики. Их стиль игры узнаваем, как мне кажется, ученики Шишхановой они более раскрепощенные и имеющие свой личный взгляд на музыку. Что отличало профессора Шишханову?
— Прежде всего Любовь Башировну отличало внимательное и очень доброе отношение к каждому ученику. Её собственный исполнительский и педагогический опыт был практически неисчерпаем, и она охотно делилась им и с учениками, и с коллегами. Она всегда сама продолжала учиться, стремилась быть в курсе всех последних тенденций органного исполнительства, уже в зрелом возрасте продолжала ездить на мастер-классы и органные академии, не стесняясь совершенствовать своё мастерство.
–Сейчас наша общественная жизнь невозможна без социальных сетей. Как вы относитесь к тому, что некоторые органисты пробуют себя и в блогерстве?
— Это интересное явление нашей сегодняшней жизни. И если заниматься этим талантливо, увлечённо и профессионально, как это делает например мой бывший воспитанник, а ныне один из самых известных органистов нашей страны Тимур Халиуллин, то почему бы и нет? Это ведь также работает и на широкую пропаганду нашего органного дела в самых широких интернет-кругах, особенно молодёжных. Я и сам пытаюсь успевать вести свои соцсети.
— Возможно, популяризация органной музыки — это не только блогерство, но и что-то еще? Конкурсы?
— Разумеется, это ещё и многие другие вещи – фестивали, конкурсы, лекции-концерты, экскурсии в орган, знакомство с его устройством, специальные концерты для детской аудитории – наших завтрашних слушателей, и для всей семьи.
— В этом году на XIII Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева лауреатами стали представители трех стран — России, Франции, Китая. Можно сказать, что на данный момент — это главные органные державы? Или я упустила, например, США и Германию?
— К сожалению, на составе участников последнего конкурса не могла не отразиться нынешняя сложная ситуация в мире, прежде всего в Европе. Многие потенциальные участники решили переждать, побоялись ехать в Россию, в том числе из-за санкций (в частности, западные банковские карты и западные страховки у нас не работают), многих отговаривали, а некоторым даже прямо запрещали. И если Францию и, в большой степени, Россию действительно можно назвать органными державами, то Китай только ещё начинает свой путь в этом направлении, и уже весьма успешно.
Там за последние годы построено огромное количество больших концертных залов с органами и с прекрасной акустикой. И большое количество студентов уже активно осваивают искусство игры на этом непростом инструменте. А лучшие из них за счёт государства стажируются в Европе и в Америке.
В 2025 году один из отборочных туров конкурса органистов им. Таривердиева пройдет в столице Южной Кореи в Сеуле. Так что география распространения органного искусства уж точно расширяется.
— Органная культура стремительно развивается в России, судя по вашей гастрольной карте, она добралась и до Дальнего Востока. Но ведь наличие органа еще не гарантирует процветания региональным филармониям. Что вы посоветовали бы изменить в подходе к организации органных концертов и фестивалей в регионах?
— Думаю, что, прежде всего, нужно подходить к организации гастролей органистов, как, к примеру, к организации гастролей известных дирижёров и пианистов, настолько же серьёзно. Не надеясь на то, что орган сам по себе привлечёт внимание широкой публики. Нужно следить за разнообразием репертуара, программ, в то же время не опускаясь только до уровня «попсы».
К легкому жанру приучить публику легко, для этого большого труда не надо. А вот проводить планомерную работу по погружению слушателей в волшебный мир высокой и духовной органной музыки – это задача, требующая сил, терпения и, как сейчас модно говорить, креативности.
Нужен постоянный контакт, диалог и обратная связь с публикой, вплоть до интерактивности. Нужно умение рассказывать, объяснять, увлекать и убеждать, в том числе, прямо со сцены.
Беседовала Варвара Трофимова