Слово инаугурация чаще применяется к монархам или президентам, но в данном случае оно применимо к органу — королю инструментов.
Большие органы инаугурируют — как правило, церемония представляет собой концерт или гала-программу, но процесс установки органа в «Зарядье» был настолько длительным и трудоемким, что просто устроить вечер органной музыки было бы слишком простым решением.
Концерт растянули на сутки, а количество зрителей (концертный зал «Зарядье» рассчитан на 1600) — увеличилось более чем в 10 раз.
Предистория
Изготовитель органа для зала “Зарядье” – компания: Mulheisen (Мюляйзен), Франция. Это самый крупный инструмент в истории фирмы-изготовителя.
Мастер: Даниэль Керн. В 2009 году он занимался настройкой органа в Концертном зале Мариинского театра. К сожалению, сам мастер погиб за несколько дней до инаугурации, упав с высоты в своей мастерской. Работы по интонированию органа возглавил генеральный директор Mulheisen Патрик Арманд.
Сроки: на изготовление ушло около 4-х лет. Два месяца занял монтаж, еще около полугода — отладка.
Интонировка: отладка качества, тембра, громкости и высоты трубы органа — долгий и трудоемкий процесс, который требует абсолютной тишины. Работы по отладке частично велись по ночам.
Технические характеристики
Орган концертного зала «Зарядье» — самый большой в Москве и один из самых больших в Европе. У него огромная динамическая амплитуда: 5,8 тысяч труб могут издавать звуки от самых тихих до оглушительных. Гигантская ниша под орган была заложена еще при проектировании зала.
Количество труб у органа зала “Зарядье”: 5 872. В видимой части — 135. Их дизайн выполнен в минималистичной манере, дополняя футуристический интерьер концертного зала. Остальные 5 737 вмонтированы во внутреннюю часть зала.
Длина самой короткой трубы составляет 3 см, самой длинной — около 6 метров.
Площадь органа зала “Зарядье”: 160 м. кв. Вес — около 40 тонн.
Внутренний «органный дом» представляет собой огромное сооружение высотой в три яруса, которое размещается над сценой за зрительными местами.
Инаугурация
По сути это был 24-часовой марафон, во время которого 24 органиста играли каждый по одному часу. Таким образом орган в «Зарядье» звучал ровно сутки. Для зрителей были предложены билеты на 10-15-минутные сеансы, во время которых можно было зайти в зал и услышать звучание органа.
Зарубежные органисты, принимавшие участие в церемонии: Гуннар Иденстам (Швеция), Оливье Латри, Тьерри Эскеш и Жан-Батист Робин (Франция), Бернар Фоккруль (Бельгия), Натан Лаубе и Мелоди Мишель (США), Хироко Иноуэ (Япония — Россия) Даниэль Бекманн и Винфрид Бёниг (Германия), Шин Ян Ли (Корея), Томас Троттер (Великобритания).
Российские исполнители: Лада Лабзина, Александр Князев, Любовь Шишханова, Владимир Хомяков, Даниэль Зарецкий, Тимур Халиуллин, Мансур Юсупов, Алексей Шмитов, Сергей Черепанов, Рубин Абдуллин, Тарас Багинец, Мария Мохова.
Длительность инаугурации: 24 часа
Количество зрителей: около 20 тысяч человек
Музыканты: 24 человека, 12 из-за рубежа, 12 — из России.
Презентация органа широкой публике представляла собой иммерсивную инсталляцию. Ее поставил швейцарский режиссер Даниэле Финци Паска, признанный мастер в области театрального искусства, автор нескольких спектаклей Cirque du Soleil и церемонии закрытия Олимпийских игр.
Зрители проходят по лабиринту, выложенному на полу из листов с нотами. Дорогу в лабиринте освещает «млечный путь» из лампочек. Тропинка закручивается вокруг мобильной консоли, которая стоит в середине зала. Каждый слушатель может посмотреть на панель управления с расстояния вытянутой руки и даже заглянуть музыканту в ноты.
На церемонию приглашены представители Книги рекордов России и Книги рекордов Европы. Также в Книгу рекордов Гиннесса подали заявку на регистрацию рекорда — самого долгого беспрерывного звучания органа в концертном зале.
От барокко до джаза
По словам главного хранителя органа Лады Лабзиной этот инструмент достаточно универсальный. Благодаря системе электроники, на нем можно исполнять как классические произведения, написанные непосредственно для органа, так и современные сочинения и даже джазовые композиции.
Весь спектр был представлен в ночь с 29 февраля на 1 марта: от Баха и Букстехуде, через более поздние произведения, переложенные для органа («Полет валькирий» Р. Вагнера, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Пляска смерти» К. Сен-Санса), до современных, также адаптированных — музыки из кинофильмов о Гарри Поттере и «Имперского марша» из «Звездных войн».
Количество регистров: 85. Такое количество может сымитировать звучание симфонического оркестра.
Консоли: две — стационарная и мобильная.
Первая консоль спрятана под фасадной частью органа, вторая может быть расположена в любой точке зала в зависимости от пожеланий органиста или дирижера. Консоли связаны между собой системой коммуникаций.
А самое главное, что за обоими пультами могут сидеть играть одновременно двое музыкантов, что открывает большой простор для импровизаций и экспериментов.
Имя
Любой инструмент всегда делается под конкретный зал, а потому не существует двух одинаковых органов. По словам директора Ольги Жуковой, большим инструментам присваивают имена, однако для органа в «Зарядье» имя еще не придумали. При этом Патрик Арманд заметил, что этот инструмент ассоциируется у него с мантой (один из видов морских скатов), причем оранжевого цвета.
Самым большим инструментом в России по-прежнему остается орган в Кафедральном соборе Калининграда (90 регистров и около 6,5 труб). Хотя по сути это органный комплекс, состоящий из двух органов.
Для тех, кто пропустил
Органные концерты начнутся в «Зарядье» уже в ближайшее время: 9 марта 2020 вместе с ГАСО имени Светланова здесь выступит Уэйн Маршалл (США), а 24-го — Винфрид Бёниг из Германии. Билеты на них уже раскуплены, а вот на майские концерты еще можно попасть.
Также в «Зарядье» планируют проводить органные экскурсии, во время которых посетителям расскажут не только об истории органа и его технических параметрах, но также позволят побывать внутри самого большого инструмента столицы и увидеть огромный комплекс из труб.
Дженнет Арльт