Всероссийский конкурс «Битва Хоров!» — культурное событие для страны, развивающее интерес к хоровому искусству. Основными задачами конкурса являются популяризация хорового искусства, создание единого культурного пространства и придание импульса к развитию местных хоров, которые в дальнейшем будут развивать хоровое движение по всей стране.
Мы публикуем диалог о «Битве хоров!» и хоровой России художественного руководителя Государственного камерного хора Республики Татарстан, народной артистки Республики Татарстан Миляуши Таминдаровой и директора Санкт-Петербургской региональной общественной организации развития культуры и искусства «МирАрт», организатора Всероссийского конкурса «Битва Хоров!» Екатериной Васильевой.
— Уважаемая Миляуша Амировна, прежде всего позвольте поздравить вас и возглавляемый вами Государственный камерный хор Республики Татарстан, создателем и бессменным художественным руководителем которого вы являетесь вот уже 15 лет, с такой яркой и бесспорной победой во Всероссийском хоровом конкурсе «Битва хоров!». Отличный подарок самим себе на свое музыкальное совершеннолетие!
— Спасибо большое! Это действительно значимое достижение для нашего коллектива, это очень приятно! Пользуясь возможностью, хочу еще раз выразить свою благодарность организаторам этого грандиозного хорового праздника – Санкт-Петербургской региональной общественной организации развития культуры и искусства «МирАрт», Президентскому фонду культурных инициатив, Федеральному агентству по делам молодежи «Росмолодежь», Всероссийскому конкурсу «Большая перемена» и Российской социальной сети «ВКонтакте». Уверена, что нужно продолжать это благое дело, направленное не только на развитие хорового движения в нашей стране, но и способствующее народному единению через культуру и искусство.
Вы знаете, когда мы получили приглашение принять участие в «Битве хоров», вначале само название у меня вызвало некоторое сопротивление, поскольку в памяти остался осадок от одноименного телевизионного проекта, где была битва, но не было собственно хоров, хорового искусства. Но здесь я увидела совсем иное. Эта «Битва хоров» стала совершенно замечательным опытом не только в хоровом искусстве, но и, если хотите, социально-общественной жизни.
В Москве мы увидели действительно великую хоровую Россию, нас переполняло чувство сопричастности к грандиозным свершениям нашей страны и ответственности за ее будущее. Хочу подчеркнуть беспрецедентное достоинство конкурса – возможность выступать в таких исторических интерьерах, как ВДНХ и Красная площадь.
Когда ты видишь многотысячное море людей, в едином с тобой порыве подпевающих, приветствующих, скандирующих «Да здравствует Россия!», ты понимаешь, что это и есть наши единые точки соприкосновения, ты понимаешь истинную цену словам «патриотизм», «Родина», «народ».
Для меня очень много значит энергия поющего человека. Это особая вещь. Она всеобъемлюща, высока, и напрямую отражает сокровенный внутренний мир человека. Поющие вместе люди – это родственные души. Когда ты дышишь вместе с человеком, вместе артикулируешь, чувствуешь его локоть в самом прямом смысле этого слова, ты – по определению, автоматически – погружаешься в атмосферу общности, соборности, дружбы, любви друг к другу, и это не зависит от твоего характера, подготовленности или внутреннего созревания.
И вот здесь на «Битве хоров» нас не покидало чувство сопричастности к чему-то большому и важному, что ты и все рядом – это и есть российский народ и что все мы дышим в едином порыве. Поэтому, мне кажется, что этот проект просто обречен на успех. Когда ты стоишь на Красной площади вместе со своим народом – ты точно не забудешь этого никогда в жизни.
— Миляуша Амировна, вы получили прекрасное профессиональное образование в Казанской консерватории, работали с разными хоровыми коллективами, у вас огромный практический опыт. На «Битве хоров» вы видели множество самых разных хоровых коллективов нашей страны. Скажите, можно как-то аналитически обобщить – что же сегодня происходит в российском хоровом мире?
— Да, этот вопрос очень большой и сложный. Сегодня тенденция такова – хоровые коллективы четко разделились на несколько форматов: либо академический коллектив, либо народный, либо эстрадный, и все свято охраняют свои границы. Но, как показывает практика, в этой ограниченности есть и свои плюсы, но и минусы тоже. Ну вот давайте порассуждаем.
Вот академический жанр – оплот традиционности и хоровой истории. Достоинства этого крыла я вижу в сохранении певческих традиций смешанного звука, академического вокала, академической орфоэпии, поэтического текста. Здесь работают с безусловными шедеврами, и эта часть мною лично очень уважаемая, потому что я всегда понимала, а на этом празднике особенно остро увидела, что незыблемые традиции нужно беречь изо всех сил, за них нужно цепляться, это вне моды, вне времени, мы просто обязаны все это сохранить.
При этом, очень жаль, что на конкурсе практически все заявленные академические коллективы не исполняли собственно академическую музыку, а ушли в сторону эстрадного формата, смешавшись с ним. Хотелось слушать русскую хоровую музыку, а исполнялась в основном афроамериканская музыка: спиричуэл, соул, блюз. Чем же тогда академические коллективы отличаются от хоров, работающих в чисто эстрадном формате?
При этом эстрадные коллективы – это, как правило, свободные, ярко одетые люди, умеющие хорошо двигаться. И когда начинаешь что-то говорить или делать замечания, такого рода артисты начинают сопротивляться, мол «мы поем эстрадным звуком, в эстрадной манере, отстаньте, не заставляйте нас петь академическим звуком». Мне кажется, что такие вещи происходят, когда коллектив имеет один жесткий формат. Но жизнь показывает, что в сегодняшних реалиях коллектив должен быть универсальным, владеть и певческой школой, мастерством, и всеми жанровыми особенностями.
Или вот такой пример. Существует такой сложнейший жанр народной музыки, как протяжная песня, где ты показываешь красоту голоса, владение кантиленой, бесконечным дыханием, особенностями огласовок. А на конкурсе этот жанр тоже мало был представлен. Но неужели протяжная песня должна быть в репертуаре только народных хоров? – нет, я уверена, что каждый приличный коллектив вне рамок своего формата имеет протяжные песни в своем репертуаре.
Безусловно, очень отрадно, что народные коллективы сохраняют традиции. При этом, когда народную песню исполняют и народный, и академический коллектив, что, требования к исполнению должны как-то отличаться? Да, на конкурсе высказывались претензии к народным коллективам, что они не владеют техникой смешанного дыхания, строем. А что, разве народный коллектив не должен смешивать звук? – должен. А эстрадный коллектив разве не должен смешивать звук, поддерживать строй, владеть основами вокальной техники, потоками дыхания? – безусловно, должен.
Я убеждена, что все хоры, вне зависимости от формата, должны по определению обладать азами вокальной техники, которые, собственно и есть основа русского певческого искусства. Мы счастливы, когда слушаем пение Муслима Магомаева или Ирины Архиповой, Людмилы Зыкиной или Ольги Воронец – как естественна постановка их дыхания, как они владеют школой, мелосом, голосоведением, и в конечном итоге – правдой художественного высказывания! И при этом послушайте, как Зыкина поет, например, романсы Чайковского, городские романсы! Это же прелесть просто! Заслушаешься. Именно такое высочайшее качество пения нас и объединяет в конечном итоге, это те самые традиции, о сохранении которых мы все время говорим.
Вот такие мысли у меня возникали, когда я на конкурсе слушала коллективы. Разрозненность – не наш путь, нужно обсуждать, говорить, слушать друг друга. Я очень надеюсь, что «Битва хоров» как раз станет такой демократической дискуссионной площадкой, которая будет заполнена людьми, которым есть чем поделиться, где будет невозможен дух менторства, а только лишь обмен своим видением и опытом. Даже этот разговор я воспринимаю как возможность поделиться своими мыслями.
— Государственный камерный хор Татарстана имеет академическое происхождение, огромное место в репертуаре хора занимают шедевры хоровой и песенной классики. Но даже мы знаем, как вас исключительно любит публика, какие аншлаги у вас на любом концерте! Поделитесь профессиональными секретами как «быть в топе» вот уже 15 лет…
— С удовольствием! При создании коллектива я вначале задалась первым и главным вопросом – как сделать хоровой жанр популярным у себя в республике. Вы знаете, для татар как народа, проповедующего Ислам, хоровое искусство никогда не было традиционным. Первые светские хоровые произведения появляются только в 1910-х годах в творчестве чрезвычайно смелого Султана Габяши, который экспериментировал с многоголосием в традиционно одноголосной национальной музыкальной среде. Поэтому я сделала неочевидный шаг – обратилась к опыту … шоу-бизнеса.
Реально, мне было страшно интересно – а как шоу-бизнес так работает, что люди бегут на концерты и платят немалые деньги, что дают им эстрадные певцы, почему это важно для публики? Какой месседж посылают условные Стас Михайлов, Слава Марлоу, Ольга Бузова или Niletto? И я поняла: эмоции – вот главное приобретение их слушателя. Понятные человеческие чувства: «ты не будешь одна, я буду любить тебя вечно», «ты свободен, ты волен делать все что угодно, ты видишь у меня получилось, хотя я не имею ни голоса, ничего не умею делать», ну и так далее, примеров тьма. Можно ничего не делать, никем не быть, но быть вольным казаком, делать все что ты хочешь – и вот за этой иллюзией они и бегут.
И вот у меня тогда возник еще один вопрос – а почему мы, академические музыканты, посредством гениальной музыки Моцарта, Шуберта, Березовского, Кастальского, Рахманинова не можем дать публике эти ясные и нужные чувства и эмоции? – «что ты не один в этом мире, что мы тебя так любим», что «ты нам дорог, и когда тебе будет очень трудно мы будем рядом с тобой». Почему мы посредством музыки Моцарта не можем дать такую эмоцию – «ты свободен, ты можешь делать все что угодно; но ты так же благороден в свободной идее, которая ведет тебя в какую-то высь».
Но нет! Мы так не можем, потому что мы – в нотах, даже на концерте. И это уже наше послание, наш месседж: «мы много и трудно учились, мы поем очень сложную музыку, додекафонию, серийную, тебе этого не понять, хочешь – посиди рядом». Да, к сожалению, мы подчас высокомерны. Поэтому при создании коллектива я мечтала о таком сообществе артистов, которые будут всегда личностно внедрены в слушателя, будут смотреть в глаза своему зрителю.
И второй наш злейший враг – это отсутствие риторики, я бы так это назвала. Мы, академические музыканты, подчас очень успешно справляемся со смешанным звуком, унисоном, но мы возненавидели поэтический текст, мы разучились с ним работать. Бегущая строка в оперных театрах – это признание что мы не умеем разговаривать с публикой, что она нас не понимает, фактически это наше фиаско. Мы очень много потеряли с приходом микрофонов, эстрадного пения, вот уже и классические артисты поют с петличками, у нас потерялись естественные акустические площадки. А вместе с этим мы потеряли законы искусства высказывания, ораторского мастерства, законов орфоэпии, мы забываем донести поэтический текст, его окраску, его интонирование – согласитесь, что на хоровом концерте половину слов слушатели просто не понимают.
А в это время эстрадники в своих зачастую пятикопеечных текстах четко доносят до слушателя свою пятикопеечную мысль. И вот эти однодневные тексты, близко не стоящие рядом с поэтическими шедеврами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К. Бальмонта, тем временем овладевают душами, и что особенно страшно, юными душами. И мы сами в этом виноваты. Мы отгородились от публики, не внедряемся в нее, не рассказываем ей увлекательные истории, и поэтому она равнодушно отворачивается от нас и уходит.
За годы творческой деятельности Государственного камерного хора я убедилась в правильности избранного пути быть максимально близко к своему слушателю. Никакого высокомерия, никакого менторства – и я уверена, что именно за это и любит нас наша публика. И я, конечно, желаю всем хоровым коллективам большого успеха! Не навязывая им свою точку зрения и подходы, просто делюсь своим опытом, хочу, чтобы им было гораздо легче найти пути к своему слушателю, своему зрителю и стать безусловно популярными.
— Основой любого музыкального коллектива является репертуар, это, бесспорно. Что Вы думаете, уважаемая Миляуша Амировна, по важнейшему вопросу репертуара?
— О, да, вопрос репертуара на сегодняшний день острейший. Смотрите, прошло уже более двадцати лет ХХI века, а ведь не написано ни одного значительного произведения, которое бы тотально подхватил весь народ. Каким произведением ХХI века, которое точно останется в мировой классике, мы можем похвастаться?
Особенно обидно за песенный жанр, в котором ХХ век дал множество абсолютных шедевров. Как какая-то необходимость – опять «Прекрасное далеко», это великолепная песня, но неужели нет современной альтернативы? Ну сколько можно эксплуатировать песенное наследие ХХ века? Нужно сделать так, чтобы у композиторов была мотивация создавать хорошие песни, особенно детские, чтобы это было престижно. Государственная поддержка нужна как воздух не только создателям больших жанров, симфоний или опер, например, но и хорошей, качественной музыки для маленьких граждан нашей страны!
Поэтому я хочу предложить организаторам «Битвы хоров» ввести композиторскую конкурсную часть на создание лучшей песни для взрослого и детского хоров, и лучшие коллективы потом бы эти произведения исполнили при всем честном народе, как говорится! Таким образом, через внимание к композиторскому труду, через привлечение композиторов к работе жюри, стимулирование их творческой энергии мы наконец сможем начать пополнять хоровой репертуар.
Вместе с тем, сегодня – потрясающее время тектонического сдвига в истории нашей страны! Давайте сравним наше время с аналогичным периодом прошлого столетия, сегодня у нас тоже революционный, яркий, насыщенный, полный надежд исторический перелом. Но в 1920-е годы социально-общественный ураган был озвучен через песню, какое это было роскошное время, у нас же сегодня в этом жанре – тишина. А между тем, я уверена, что именно музыкальная мысль призвана мгновенно реагировать на общественные изменения, а иногда и опережать свое время.
— Какая интересная мысль! Поясните подробнее, если можно.
— Мы сегодня живем действительно в исключительно интересное и сложное время, когда ты, хочешь-не хочешь обязательно должен задуматься и сделать свой выбор. Вот и я жила жизнь, патриотические слова произносила, но вот так утробно не понимала, что они значат – я за Россию или я не очень? За какую я Россию?
И почему сегодня нравственный выбор именно музыкантов вызывает такой интерес, или осуждение, или принятие? Почему проблема выбора обострилась именно в этом виде искусства? Не у балетных, или, скажем, у художников. Я полагаю, что все это связано с тем, что во всех этих видах искусства есть, так сказать, материальная составляющая, это связано с наличием предмета, например, художник – это его картины.
А музыка, так же, как и религия, имеет исключительно нематериальный характер, ее не потрогаешь руками, правильно? Поэтому ее воздействие такое же, как и у веры в Бога – она напрямую проникает в душу человека. В музыке – только дух, духовное, что если ты владеешь душами, то ты владеешь и умами. Видимо, поэтому социально-нравственный выбор так важен именно для музыкантов. И я уверена, что только через сопротивление – самому себе, обстоятельствам, через самоцензуру – и могут родиться настоящие шедевры.
Когда творец создает шедевр не от пресыщенности, а потому что это выстрадано и не может не родиться в муках и сомнениях. Разве появились бы такие большие творцы, как С. Довлатов, Э. Лимонов, Д. Шостакович, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Шнитке – если бы не их постоянное сопротивление всему, что их окружало?
У музыкантов всегда есть своя паства, даже если ты, стоя на стульчике, поешь песню своим родителям. Они тоже становятся твоими слушателями, ты уже вождь для них. Вот поэтому музыкантов и просят определиться. И это очень важный и нужный выбор. А государство, в свою очередь, должно создавать условия для развития музыкальной мысли, ни в коем случае не экономить на музыкальном образовании, просвещении, на проектах музыкального характера, потому что в конечном итоге таким образом государство вкладывается в идеологию и будущее нашего общества.
— Уважаемая Миляуша Амировна, огромное спасибо за столь интересную, эмоциональную и неравнодушную беседу. Мы знаем, что вы поддерживаете идею продолжения «Битвы хоров». Что бы вы пожелали для дальнейшей успешной работы этого проекта?
— Я желаю сохранить на «Битве хоров» живую обстановку творчества. Это так классно, что на таких «многоярусных» конкурсах с включением большого количества людей такая замечательная атмосфера. Здесь можно было вживую отслушать, поспорить, проголосовать в социальных сетях, ни один, даже отрицательный, отзыв не удалялся. Я считаю, что это очень современно, ведь сейчас – время публичных конкурсов, публичных высказываний. Чем больше будет критики, неравнодушного отношения к искусству – тем лучше. Я считаю, что это свидетельство того, что жанр не умирает и к нему есть интерес.
Беседовала Екатерина Васильева