В пространстве Центрального выставочного зала «Манеж» 29 и 30 декабря пройдет необычный для зимы фестиваль «Петербургские вечера»: на променадные концерты ждут всех любителей классики и тех, кто хочет еще только приобщиться к классической музыке.
О фестивале, музыкантах и коллективах, которые выступят в Манеже, рассказывает основатель камерного оркестра «Симфониетта Санкт-Петербурга», скрипач-виртуоз Чингиз Османов.
– Чингиз, расскажите, как возникла идея фестиваля «Петербургские вечера» и почему концерты стали общедоступными?
– Во главе угла любого мероприятия, в котором участвует команда, с которой я сотрудничаю уже не первый год, всегда лежит основной предмет моей деятельности – музыка и наше представление о том, какое место музыка занимает в жизни людей.
Не только фестиваль «Петербургские вечера», а и все наши прежние концерты были посвящены приобщению к классической музыке аудитории, которая не всегда может это сделать в силу нехватки времени, знаний или средств.
Мы живем в такое время, когда музыки много и она разная, но именно сегодня, например, дети находятся в особо опасной зоне, потому что классика стала занимать неподобающее место в общем агрессивном музыкальном потоке.
Мы вынуждены слушать музыку в маршрутке, в кафе, в рекламном ролике по телевизору или в метро…
Я сейчас не говорю о необходимости популяризации классической музыки: она приобрела свой высокий статус лишь в ХХ веке, а до того времени носила вполне бытовой, информационный, привычный характер. Но в наши дни кино, например, давно обогнало музыку по по популяности и доступности. В него вкладываются, в отличие от музыки, огромные деньги, в том числе и назначенные для завоевания, привлечения аудитории.
Еще одна особенность современности: количество просмотров в интернете управляет сознанием. Чем их больше, тем привлекательнее кажется тот или иной продукт, событие. И музыка не может составить конкуренцию, скажем, кино. О конкуренции можно говорить между разными музыкальными жанрами, но не между кино и музыкой. И предугадать, какое времяпрепровождение в предновогодние дни в Петербурге предпочтет семья, состоящая из родителей и детей, невозможно – это может быть и музейная выставка, и театральный спектакль, и премьера фильма…
Причем даже в Петербурге есть те, кто, считая классическую музыку отжившей свое, скучной, вряд ли выберут для проведения досуга посещение филармонии или, как минимум, усомнятся в правильности такого выбора, сравнив цену на билет в кинотеатр и концертный зал.
Мы ни в коем случае никого не осуждаем, а просто хотим дать возможность посещения концерта классической музыки аудитории, которая хотела бы это сделать, но не привыкла к традиционной встрече с классикой – в стенах филармонии или концертных залов. И ради того, чтобы для нашего мероприятия цена на билет не стала отпугивающим фактором, мы делаем вход свободным.
Прототипом нынешнего мероприятия можно считать наш детский проект «Раскрась концерт», в котором уже участвовали многие из тех музыкантов, которых петербуржцы услышат в Манеже. Хорошо помню, как один ребенок, побывав концерте, громко сказал: «Мама, а когда мы сюда еще придем?».
Задача проекта «Петербургские вечера» – чтобы люди снова стали слушать классическую музыку.
– Что же предложит слушателям фестиваль «Петербургские вечера»?
– Встречу с классической музыкой в комфортной обстановке зала «Манеж», куда можно прийти бесплатно и где можно будет слушать музыку, прогуливаясь по выставочному пространству.
Сама идея общедоступных концертов, позволяющих бесплатный и свободный вход/ выход в условный концертный зал, не нова для Петербурга, но, пожалуй, впервые подобное мероприятие проводится в зимнее время, на закрытой площадке. Хотя именно для нашего города такое решение может стать внесезонным: у нас и летом среди ясного неба запросто пойдет ливень…
Площадок, на которых можно было бы проводить и в дальнейшем (в любое время года) общедоступные променадные (слово «променад» переводится как «прогулка») концерты классической музыки у нас немало, но мы признательны, что именно Центральный выставочный зал «Манеж» откликнулся на наш призыв.
Акустика этого зала хороша тем, что музыка будет прекрасно слышна в любом уголке, даже вдали от концертной площадки, предусматривающей стационарные места для зрителей, на которых кто-то, возможно, захочет сесть. Так что можно будет наслаждаться одновременно и музыкой, и картинами, а кто-то просто останется слушателем.
Кроме того, музыку будет дополнять «картинка», созданная при помощи 3D-мэппинга. Для нас променадные концерты – еще одна возможность взаимодействия со зрителем: помимо концертного исполнения классической музыки предполагается общение публики с музыкантами. Возможно, слушатели захотят выразить свои ощущения от прослушанной музыки, задать музыкантам какие-то вопросы…
Мы бы хотели, чтобы это общение состоялось, хотя оно зависит исключительно от желания зрителей. Время и место проведения мероприятий фестиваля располагают к неспешности, к общению, создают предпраздничное настроение: концерты будут проходить с 19 до 22 часов, а местоположение Манежа в центральной части города делает его доступным в транспортном отношении.
Ну, а если после концертов наши слушатели еще и прогуляются по прекрасному вечернему городу, ощущение праздника сложится у них окончательно.
– Программа каждого из двух дней фестиваля оригинальная, не повторяющаяся…
– Нам очень повезло: при создании этого маленького, но такого важного фестиваля, нам оказал существенную поддержку городской Комитет по культуре и лично его председатель Константин Сухенко: состав исполнителей будет поистине звездным.
Идея исходила от музыкантов, поэтому музыка, ее уровень – главное в этом проекте. Мы предлагаем слушателям классические произведения и несколько аранжировок классических произведений.
Уникальна программа каждого дня. Так, 29 декабря в концерте примут музыканты, которыми наш город может бесконечно гордиться.
Михаил Гантварг и созданный им камерный коллектив «Солисты Санкт-Петербурга» исполнят произведения Чайковского, Шостаковича, Моцарта, Вивальди.
Знаменитое джазовое трио Гайворонский-Волков-Кондаков представит программу «Советские песни» и покажет уникальный образец петербургского исполнительского искусства.
Удивят своей необузданной фантазией вибрафонист Алексей Чижик и его Chizhik-jazz-quartet…
30 декабря потрясающий, любимый публикой пианист Олег Вайнштейн представит антологию миниатюр для фортепиано. Очень, на мой взгляд, интересный коллектив Olympic Brass под руководством Алексея Степанова покажет блестящее исполнение музыки духовыми медными инструментами. Прекрасный фортепианный «ПетРо Дуэт» продемонстрирует высокий класс игры…
Я не хочу раскрывать все секреты, но разочарования от двухдневного фестиваля не испытает, поверьте, никто.
– Когда ждать выступления вашего коллектива «Симфониетта Санкт-Петербурга»? Кстати, как он появился на свет?
– 30 декабря в Манеже мы исполним стилистически сложное, но простое для прослушивания произведение – Пятую симфонию Шуберта.
Мое становление как скрипача проходило, в том числе, и в камерном ансамбле «Солисты Санкт-Петербурга», под руководством Михаила Гантварга. Этот коллектив стал для меня образцом. Многослойность камерной музыки меня всегда притягивала, хотелось основать собственный проект.
«Симфониетта» организовалась как будто «по собственному желанию»: музыканты собрались, захотели вместе сыграть что-то камерное и незаслуженно забытое. Так, наше содружество сыграло блистательный «Думбартон-Окс» Стравинского, «Просветленную ночь» Шемберга и многие другие произведения.
Так складывается, что все, кто входят в коллектив, становятся близкими друзьями, что упрощает даже саму необходимость собраться вместе для исполнения того или иного произведения…
– Получит ли продолжение фестиваль «Петербургские вечера» или все ограничится декабрем 2017 года?
– Мы смотрим вперед. Надеюсь, что проект окажется успешным и будет востребован публикой. Я хотел бы, чтобы фестиваль «Петербургские вечера» проводился не только зимой, но и дождливой осенью или солнечным летом.
Беседовала Екатерина Омецинская