18 апреля 2019 в БДТ им. Товстоногова состоится премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение», музыку к которому сочинил Антон Батагов.
Впервые автор исполнит одноименный фортепианный цикл 8 апреля на сцене Большого зала Филармонии.
В преддверии премьеры мы поговорили с Антоном о новом произведении.
— Немного о процессе создания музыки к «Волнению»: как давно Вы знакомы с Иваном Вырыпаевым и что послужило поводом к такому сотрудничеству?
— С Иваном Вырыпаевым мы знакомы много жизней, и, по-моему, совершенно естественно, что мы встретились в этой жизни ещё раз, потому что так всегда и бывает.
В прошлых жизнях мы встречались, будучи кем-то другим, а сейчас он – драматург и режиссер, а я – музыкант. Мы решили попробовать такую форму сотрудничества, и я надеюсь, что она получится продуктивной.
— В плане стилистики, можно ли считать «Волнение» произведением, продолжающим линию Вашего творчества, связанную с театром, или же оно задаёт новый вектор?
— Для меня всегда сочинение музыки – это просто сочинение музыки. То, что в данном случае она стала частью театрального спектакля, не так важно.
Эта музыка не только к пьесе «Волнение», хотя, конечно, я прочитал это произведение, после чего мое сознание стало двигаться в таком направлении, и это сочинение можно назвать музыкальным «резонансом» по отношению к пьесе. Но музыка гораздо больше, чем просто сопровождение к спектаклю.
Общение с режиссером (в данном случае — с режиссером и драматургом) – это всегда, в первую очередь, общение с личностью. Иван живет какой-то своей жизнью, своими способами осмысливает мир, а я делаю это по-своему. И наши пути друг другу как-то резонируют, потому что, повторюсь, мы для того, наверное, и встретились в этой жизни, чтобы как-то продолжить свой разговор, который длится уже давно. В этом плане музыка к «Волнению», безусловно, что-то продолжает.
Если попытаться разобраться стилистически, в ней очень много импровизационного. Для меня это в принципе свойственно: когда я сочиняю, у меня всегда интуитивный процесс предшествует «математике», но, возможно, в «Волнении» еще больше импровизационности и спонтанности.
— Принципиально ли будет различаться прослушивание произведения в виде фортепианного цикла в стенах концертного зала и в театральной постановке, ведь в последнем случае музыка отходит на второй план, начиная выполнять прикладную функцию.
— Конечно, будет отличаться. Как раз вчера мы с Ваней обсуждали, что это будут совершенно разные переживания, иначе и быть не может.
В спектакле звучит тот же самый звуковой поток, но там акценты расставлены совершенно по-другому. Эти десять пьес, которые и являются «саундтреком» к спектаклю, идут в нем не целиком, а лишь какими-то фрагментами. Это происходит в соответствии со слышанием режиссера, и, разумеется, будут совершенно разные явления.
Я думаю, что если человек сначала пойдет на концерт, а потом придет на спектакль, то у него в голове, наверное, уже будут крутиться какие-то мелодии, настроения из этой музыки, и когда он будет смотреть спектакль, он их вспомнит, по крайней мере, я на это надеюсь (смеется).
И, соответственно, наоборот: если человек просмотрит спектакль, а потом прослушает эту музыку отдельно, у него тоже будут какие-то свои впечатления. Всё это очень индивидуальный процесс, который у каждого человека происходит по-своему.
Беседовала Лилия Позднякова, MuseCube