Ее голос знает весь музыкальный мир. Сопрано Альбина Шагимуратова работала с такими великими оперными дирижерами, как Джеймс Ливайн, Риккардо Мути и Валерий Гергиев.
Сегодня она примадонна Мариинского театра. В праздничные дни певица выступила с Госоркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского в Концертном зале Чайковского. Прозвучали Симфония № 29 Моцарта и симфоническая поэма Рихарда Штрауса “Дон Жуан”. Альбина Шагимуратова вышла во втором отделении и потрясла московскую публику исполнением вокального цикла Густава Малера “Семь песен последних лет” на стихи Фридриха Рюккерта.
Певица рассказала “РГ” о том, что для нее означает самовыражение в творчестве и почему сейчас так важно продолжать выходить на сцену.
— “Семь песен последних лет” – это же история о любви к жизни, несмотря ни на какие ее перипетии?
— Я благодарю Бога за то, что он создал для меня жизнь, которую можно проживать, испытывать множество разных эмоций и всегда, в любой ситуации, оставаться человеком. Что касается цикла Малера, то я давно мечтала спеть это произведение. Он сочинил семь песен, в том числе и редко исполняемые первые две на тексты из сборника немецких народных песен “Волшебный рог мальчика”. Они – очень трагичные. И в сложившихся непростых обстоятельствах сегодняшнего дня наша концертная программа попала в самую точку. Для меня первые две песни связаны с войной, а следующие пять – это мир, где я пою о том, как вдыхаю запахи весны – цветов липы, ромашек… Думаю, что Малер написал этот цикл под впечатлением романа “Война и мир”, – все, что он вложил в эту музыку, очень соприкасается с произведением Льва Толстого.
Альбина Шагимуратова: «Задача певицы – спеть «Травиату» так, чтобы зрители плакали»
— Вы как-то сказали: “В россиянах горит священный огонь”. Как вам поется в нынешней ситуации?
— Я очень глубоко переживаю нынешние времена. Но мы с маэстро Сладковским приняли решение выступать. Кстати, 5 марта исполнилось 80 лет, как впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, премьера которой состоялась, несмотря ни на что, как символ того, что необходимо жить. Наш концерт я воспринимаю также. Священный огонь должен гореть в россиянах всегда, несмотря на жизненные перипетии и сложности.
— У вас сложились теплые отношения с Александром Сладковским и его оркестром.
— Татарстан – моя малая родина, там живет моя мама. С маэстро Сладковским мы знаем друг друга с 2004 года, еще до его переезда в Казань. Выступать с оркестром Татарстана – огромное счастье, потому что этот оркестр входит сегодня в тройку лучших оркестров России. Александр Сладковский – настоящий, искренний, в буквальном смысле фанат своего дела, и у него особое трепетное отношение к своим музыкантам и к нам, оперным певцам.
Готовясь к этому концерту, мы заранее встречались в Казани, репетировали, погружались в этот божественный материал. “Семь песен последних лет” – глубокая, философская музыка… Мы искали легкость, полетность. Добавлю, что в этом сезоне Госоркестр Татарстана записывает все симфонии Малера, поэтому и для меня, и для маэстро “Семь песен последних лет” – большое приобретение.
— Совсем недавно вы стали главной участницей необычного проекта – вам пришлось перевоплотиться в знаменитую певицу и обожаемую супругу выдающегося русского художника Михаила Врубеля. Какие ощущения?
— Это был концерт в рамках вызвавшей большой резонанс выставки Михаила Врубеля. Я исполняла произведения из репертуара Надежды Забелы-Врубель, чье творчество вдохновляло великого художника: “Царская невеста”, “Снегурочка”, “Сказка о Царе Салтане”, “Демон”. Я погрузилась в изучение творчества и жизни Михаила Александровича и Надежды Ивановны. Для меня это было возможностью соприкоснуться с атмосферой их жизни. Масштаб самой выставки поражает! Я очень благодарна Зельфире Трегуловой и всей ее команде за идею этого концерта.
— Когда Врубель сделал предложение Надежде Ивановне, он написал сестре, что покончит с собой в случае отказа… Сегодня мужчины способны на такие слова и поступки?
— Настоящие мужчины, думаю, да. Вначале Врубель увидел свою Царевну Лебедь на сцене и влюбился в ее голос…
— Почти так же как у вас?
— Именно так. Я пела в Большом “Руслана и Людмилу”, а мой будущий супруг был в этот день на премьере. Кстати, и зовут его Руслан (смеется).
Александр Сладковский: “Стационарный оркестр должен быть как настоящая спортивная команда”
— Вы можете назвать счастливых персонажей в спетых вами партиях?
— Думаю, несмотря ни на что, в “Травиате” Виолетта – счастливая, потому что она испытала настоящее чувство. Ту жертву, которую она приносит, может сделать только сильная и глубокая женщина. Людмила – тоже счастливая. Ее чувства к Руслану проходят испытания, и в конце она понимает, что именно он – тот единственный.
— Но в основном ваши персонажи – сказочные: Царица ночи, Царевна Лебедь, Шамаханская царица?
— Они все разные. Царица ночи – злая, демоническая. Царевна Лебедь – по-настоящему волшебный персонаж – мой голос начинает звучать тепло и нежно в светлых золотистых тонах. А Шамаханская царица – самая непростая партия, но преодолевая вокальные сложности, находишь новые краски образа. Ведь певец интересен тем, что в каждой партии он – разный.
— Что для вас значит свобода?
— Для меня свобода – это самовыражение. Это воздух, благодаря которому ты можешь дышать, творить, созерцать и создавать настоящее. Свобода в творчестве – быть музыкантом на сцене, нести позитивное, светлое и божественное зрителям. Я всегда оставляю частичку своей души на сцене. А еще, свобода это, когда ты ставишь перед собой высокие музыкантские задачи.
Валерий Гергиев уволен из Мюнхенского филармонического оркестра
— По словам Валерия Гергиева, для мировой карьеры нужно два фактора: мозги и личность. Когда вы впервые осознали себя как личность?
— Полностью согласна с Валерием Абисаловичем. Это происходит постепенно и не может случиться в один день, ведь ты, как губка, впитываешь все – и не только профессиональные встречи и общение с разными режиссерами и дирижерами. Личность – это те трудности, через которые ты прошла. У меня достаточно сложный творческий и жизненный путь. Были горе, потери… Личность вызревает через преодоление, через трудности.
Татьяна Эсаулова, “Российская газета”