— Этим концертным циклом вы смогли в корне изменить образ Шуберта в массовом сознании — с композитора-песенника на композитора-симфониста. Это впечатление отвечает тому, что вы хотели сказать?
— Собственно, я ничего не хотел сказать. Я хотел, чтобы Шуберт сказал. Ведь этот композитор по таланту на уровне с Бетховеном. В своих симфониях Шуберт, хотя написаны они, как известно, в достаточно раннем возрасте, достигает чрезвычайных вершин драматизма. То есть традиционное представление о Шуберте как об интимном, салонном композиторе — порочное. Относительно его образа в массовом сознании — здесь вы точно преувеличиваете. Было бы хорошо, когда бы хоть какой-либо образ этого композитора там существовал. Как по мне, не то, что Шуберт, — образа академической музыки в современном массовом сознании нет.
— Сравнительно с общепринятой в советском музыковедении нумерация Шубертових симфоний предложенная вами — новая. Шла ли речь об определенной сенсации?
— Ни одной сенсации. И вообще я не собирался ничего изменять. Во всем мире знают, что у Шуберта восемь, а не девять симфоний.
— Завершается ваш пятилетний контракт с Боннским симфоническим оркестром. Что будете делать дальше?
— В первую очередь год должен отдохнуть. Это была очень изнурительна, хотя и чрезвычайно интересная и плодотворная работа. Что буду делать? Вернусь к тому статусу, в котором был до сих пор, – дирижера Киевского камерного оркестра.
— Планируете ли концертные циклы симфоний еще каких-то композиторов?
— Хотелось бы взяться за симфонии Шумана и Брамса. Но для этого в первую очередь нужен симфонический оркестр.
— Есть ли принципиальная разница в отношении к дирижеру в Бонне и Киеве?
— Дирижер в Германии весьма уважаемый человек. Когда я получил приглашение, то первое, что увидел, приехав в Бонн, – свое фото с надписью “Кофман пришел” на магнитных лентах, бел-бордах, на мостах. Так же, как у нас висят фото политиков. То есть приезд дирижера в Германии — это событие для всего города. Дирижер отвечает за весь оркестр. Единственное, чего он не имеет права делать, – нанимать на работу музыкантов. Их принимают сами оркестранты путем тайного голосования. А вот освободить от должности дирижер может. О дисциплине и пунктуальности нечего и говорить. Это — менталитет. Был случай, когда артистка подошла ко мне с просьбой позволить ей через два месяца в рабочее время пойти на прием к врачу.
— Ближайший ваш концерт состоится перед Пасхой. Имеет ли он какую-то тематическую привязку к празднику?
— Нет, просто так совпало. Но, кроме того, что 26 апреля — преддверие Пасхи, это еще и день чернобыльской трагедии. Программу я специально подбирал — из произведений Баха, Мессина, Шостаковича и Губайдулиной.
Разговаривала Олеся НАЙДЮК, “Хрещатик”