– В буклете конкурса я вижу приветствия и от министра культуры, и от главы Роскультуры, и от прославленных профессоров Московской консерватории Николая Петрова и Элисо Вирсаладзе. Значит, идея получила признание?
– Конечно, но нам пришлось доказывать ее состоятельность. Первый конкурс, состоявшийся в 2003 году, проходил в непростой период для ЦМШ. Школа находилась на окраине Москвы, географически оторванная от консерватории. Придя на пост директора, я должен был вывести ЦМШ не только из административного кризиса, но и изменить моральный климат. Конкурс помог решить эту проблему. Уже в те годы обращались в Федеральное агентство с просьбой учредить этот конкурс как постоянно действующий. Однако там справедливо рассудили: вначале докажите, что это серьезное начинание. И когда увидели динамику развития конкурса, Михаил Швыдкой принял решение, чтобы конкурс стал проводиться ежегодно.
– Как работало жюри конкурса?
– На первом туре председателем жюри была Оксана Яблонская (США), на втором – выдающийся пианист, приехавший из Ганновера, – Владимир Крайнев. А на финальном прослушивании функции председателя перешли к Любови Тимофеевой.
– Вы были не только организатором конкурса, но и членом жюри, а в третьем туре еще и дирижировали школьным оркестром, аккомпанировавшим конкурсантам. Ваши впечатления от репетиционного процесса.
– Это очень важная сторона конкурса. Дети поначалу оказываются совершенно неприспособленными к игре с оркестром, теряются, но проходят одна-две репетиции, и они быстро адаптируются. Все три финалиста на заключительном концерте показали себя очень чуткими ансамблистами, были со мной в хорошем контакте.
– Вы, как дирижер, просили их что-то изменить, если исполнительская концепция не совпадала с вашей?
– Нет, своего мнения я не навязывал. Например, обладательница третьей премии, Гульназ Сахибгареева из Уфы в финале играла Концерт Грига. И Финал у нее был задуман как вальс, который она играла в довольно сдержанном темпе. Я не стал ее просить ничего менять, и когда мы сыграли в ее трактовке, это прозвучало свежо, и публика очень хорошо ее приняла.
Свое мнение высказала и член жюри, сопредседатель конкурса Любовь ТИМОФЕЕВА:
– Премии получили именно те, кто их заслужил. Никаких аутсайдеров, как на Конкурсе Чайковского, когда публика любит одних, а премии дают другим, у нас не было. Ребята, игравшие на закрытии конкурса, и были самыми хорошими. 12-летняя Анастасия Воротная, победительница в младшей группе, уже с первых тактов ярко заявила себя. Ее игра качественно настолько отличалась от остальных участников в ее группе, что вторую премию мы не стали присуждать. Третью премию завоевала Гюльназ Сахибгареева. Прекрасное впечатление оставил Асен Тамчев – он любит сцену, очень артистичен. В его игре сразу почувствовалась хорошая российская школа – культура звука, техническая база и многие другие нюансы.
– В старшей группе также не была присуждена вторая премия.
– Дело в том, что Маргарита Триф, занявшая третье место, не очень удачно играла Концерт Шопена в финале с оркестром. А вот на втором туре ей удалось убедительно и интересно исполнить Сонату Чайковского, "Венский карнавал" Шумана. Так что мы оценивали абсолютно объективно.
Беседу вела Евгения МИШИНА, газета "Культура"