– Вам довелось исполнить огромное количество премьер.
– Расскажу вам о самой интересной из них – Девятой симфонии Альфреда Шнитке. В конце апреля мы играем ее в Линце, а премьера этой редакции состоялась в июне в Дрездене. Композитору Александру Раскатову удалось расшифровать сложнейшую партитуру. В январе мы записали ее с оркестром Дрезденской филармонии, затем исполнили ее в Нью-Йорке.
– То, что получилось у Раскатова, похоже на музыку Шнитке?
– Не могу сказать точно, но Раскатов использовал многие инструменты, часто звучащие у Шнитке: разные клавишные, электрогитару, бас-гитару. Он также задействовал певцов, в Дрездене это был Hilliard Ensemble. С точки зрения состава близко другим сочинениям Шнитке, но это не вполне его опус, а скорее комментарий к партитуре и к его жизни в целом. Разумеется, Раскатов не пытался в буквальном смысле закончить симфонию, это невозможно. Но он, несомненно, сделал все что мог.
– Как современная музыка заняла столь важное место в вашем репертуаре?
– Отчасти случайно. Я учился в Джульярдской школе, когда туда пришел преподавать Лучано Берио. Изначально я пианист и на каком-то из школьных концертов играл сочинения Чарльза Айвза. Все почему-то сочли меня прирожденным исполнителем современной музыки, хотя я тогда в ней не особенно разбирался. А Берио нуждался в помощнике, благодаря ему я познакомился также с Бруно Мадерна и Пьером Булезом. Эти великие композиторы-исполнители дирижировали музыкой самых разных эпох, не только своей, и я хотел быть похожим на них, хоть сам и не композитор. Но работать с композиторами очень люблю, я работал даже с Джоном Кейджем и Аароном Коплендом! Очень жалею, что мы так и не встретились со Шнитке. Зато мне довелось быть другом Гии Канчели. Несколько лет назад я привез его в "Моцартеум", где он занимал должность приглашенного преподавателя. Тогда мы представили здесь несколько его опусов – Шестую симфонию, литургию "Оплаканный ветром" и другие. Я так благодарен судьбе за эти встречи. Филип Гласс был у меня дома сегодня утром, представляете? Мы обсуждали с ним его новую оперу.
– Когда-то вы основали Оркестр американских композиторов.
– Думаете, наверное, что там играли композиторы? Нет, это был оркестр, созданный для исполнения американской музыки. Он появился в первой половине 1970-х, когда мы обнаружили, что кроме Бернстайна и Копленда американскую музыку в мире не знают и не играют. Разве что еще Айвза – очень редко. Я возглавлял этот оркестр на протяжении 25 лет и, думаю, кое-чего добился.
– Что наиболее дорого вам из сочинений, которые первым исполнили вы?
– Назову чудесного американского композитора Уильяма Болкома. Я впервые исполнил несколько его симфоний и три оперы, одну из них в "Метрополитен". Филип Гласс – его Пятую симфонию "Реквием" впервые представлял здесь в 1998 году, приятно вспомнить. Сейчас я возглавляю оперный театр и Брукнеровский симфонический оркестр в Линце. У нашей оперы не очень хорошее здание, но скоро построят новое, оно откроется в 2011 году. А в 2009 году Линц будет культурной столицей Европы, и нам предстоит много интересной работы. Оперу пишет по нашему заказу Филип Гласс, оркестр ожидает несколько важных гастролей. Наш основной композитор, разумеется, Антон Брукнер, мы записываем все его симфонии, больше половины уже готово. Также в течение многих лет я возглавляю Штутгартский камерный оркестр, и с ним мы сейчас завершаем проект, занявший почти 10 лет: симфонии Гайдна, из которых исполнены и записаны уже почти все. Их 107. Пока мы остановились на Девяносто второй. Это просто чудесный проект.
– Среди ваших оперных работ последнего времени какие вы бы выделили?
– В первую очередь "Махагони" Вайля, поставленную несколько лет назад в Зальцбурге. В Линце на следующей неделе у нас премьера новой постановки "Дон Жуана" Моцарта. В этом году в нашем театре идет также новая "Травиата". В прошлом сезоне мы представили премьеру оперы Филипа Гласса "Орфей", в 2009-м представим еще одну. Осенью ставлю в парижской Opera Bastille "Приключения лисички-плутовки" Яначека. Не говоря уже о работах в Нью-Йорке и Чикаго. А осенью в опере Сан-Франциско я дирижировал еще одной премьерой Гласса, "Appomattox".
– В опере вам доводилось работать с выдающимися режиссерами…
– (Перебивает.) Юрий Любимов! С ним мы ставили "Лулу" Берга, "Фиделио" Бетховена и "Енуфу" Яначека. Великий, фантастический режиссер!