– Я безумно рад, что приехал. Ваш молодежный оркестр – дерзкий в хорошем смысле коллектив с отличным дирижером. С вашим оркестром филармонии я играл много лет назад. Прекрасно помню мои концерты с маэстро Вербицким. Я приезжал за несколько месяцев до конкурса Чайковского, и тогда здесь мне напророчили первую премию. Так и случилось, поэтому с тех пор Воронеж стал для меня этаким талисманом! И концерт, который мы сыграли на днях с молодежным оркестром, имел большой успех. Маэстро Гергиев даже пошутил: «Нам можно было и не приезжать – в Воронеже такой замечательный оркестр!» Не каждый коллектив с одной репетиции сможет сыграть рапсодию на тему Паганини. Я очень переживал, что все происходит в таком экстремальном режиме. И был поражен, насколько творчески подошел каждый музыкант. Там было много девушек. И очаровательных. Оказалось, что они не только красивые, но еще и замечательно играют! – лукаво добавил Денис.
– Что же больше всего запомнилось в Воронеже?
– Я благодарен своим родителям, что они в детстве меня правильно сориентировали. Во всех отношениях. Я, безусловно, чувствую дыхание зала и особенно женской половины. Женская энергетика для меня подпитка – от недосыпания, переездов. Такая сценотерапия, – ответил Денис. – Сразу чувствуется, что наступила весна. Я не забуду этот приезд. Валерий Гергиев мне признался: так хорошо было в Воронеже, что ему не хотелось уезжать. И я очень полюбил ваш город.
«Не люблю слова «звезды» и «вундеркинды»!
В столицу Черноземья Мацуев приехал не только на концерт девятого Московского Пасхального фестиваля, но и чтобы отметить юбилей фонда «Новые имена», поддерживающего юные таланты. Когда-то фонд занялся и восхождением звезды Дениса.
– Та помощь, которую фонд оказывает молодым музыкантам, неоценима. Это уникальная поддержка. Если бы не фонд, я бы никогда из Иркутска не уехал. Они меня не просто пригласили. А платили стипендию, устраивали мастер-классы и стажировки в разных странах, покупали инструменты. Задача «Новых имен» – взять под опеку маленьких дарований (я, кстати, не говорю «звездочек» – не люблю это слово, как и «вундеркинды». Я бы юных талантов назвал «искорки».) и огранить, – признался музыкант. – Дарование, достигшее 16-летнего возраста, как правило, растворяется в горизонтах. Расцвет творчества многих попадает на молодые годы. И начинается эксплуатация педагогами и родителями, которые считают их чуть ли не звездами. Задача фонда – оградить от этих неприятных моментов. И это у них получается… В рамках своего фестиваля «Крещендо», которому уже пять лет, мы тоже проводим отбор новых имен.
– Среди юных воронежцев нашли искорок? – спросила «Комсомолка» у музыканта.
– Не успел, но обещаю, что мы не заканчиваем наше сотрудничество. Будем держать контакты. И как только у вас появятся новые искорки, возьмем под опеку. Это я лично обещаю. При вашем богатом потенциале, я уверен, мы многих поддержим.
Интернет и День милиции – хорошая реклама классической музыки
– Как вы относитесь к выкладыванию видеороликов концертов в Интернет?
– Для пропаганды классической музыки это замечательно. Но есть и огромный минус – качество ролика, снятого с третьего балкона на мобильник, оставляет желать лучшего. И это не самый хороший подход. А в остальном это прорыв. Я и сам обожаю смотреть многое в Интернете, правда, не свои выступления. Хотя недавно открыл для себя настоящие откровения – мои концертные записи 99-го года из Токио, 97-го из Америки. И шуточные моменты, связанные со мной. Я человек с юмором, и людей без чувства юмора просто боюсь. Я несколько раз участвовал в программах нашего ТВ, в которых классический пианист, казалось бы, и не должен появляться. Например, побывал в «Прожекторперисхилтон». И не пожалел. Меня позвал Иван Ургант, я его очень люблю, он потрясающий, талантливый человек. И все, по-моему, прошло достойно. Я люблю рисковать, если это не переходит определенную вкусовую планку. Эта передача – одна из тех, куда мне было интересно сходить. Там полная импровизация, а я люблю импровизировать не только на сцене, но и в жизни.
– Как вы относитесь к тем зрителям, которые забывают выключать мобильники на концерте?
– Это неприятно, выбивает из ритма, но я «съедаю» это. Просто понимаю, что у меня появилась новая публика в зале. А в другом не иду на поводу у зрителей. Выбирая произведения для концерта, стараюсь разнообразить картину, потому что считаю, нельзя играть только по заказам – в 200-й раз концерт Чайковского. Некоторые организаторы гастролей хотят видеть популярного исполнителя и популярный концерт Чайковского. А я считаю, на музыканте лежит миссия просветительства. Есть еще масса уникальных произведений, которых никто не знает. Римского-Корсакова, Хачатуряна, Скрябина почти никто не играет у нас в стране. Тенденция неутешительная. Но будем разрушать стереотипы. Я играю много и современной музыки – Щедрина, Эшпая, Артемьева.
– Каким еще способом вы продвигаете классическую музыку?
– Любое мое появление в телевизоре – будь то интервью или участие в «Прожекторперисхилтон» – это пропаганда классической музыки. Участие в таких программах не от хорошей жизни и не для создания псевдопопулярности, она мне не нужна. Но я понимаю, что, увидев меня там, кто-то вдруг захочет послушать классику. Были такие случаи, когда люди видели меня в сборных концертах на Дне милиции или Дне чекиста, где я сыграл этюд Скрябина или Рахманинова, и после этого полюбили классическую музыку и стали приходить на мои концерты. Это единственная возможность сейчас привлечь аудиторию. Потому что бороться на равных с шоу-бизнесом, рекламой классическая музыка не в состоянии. Она всегда была убыточна, финансировалась по остаточному принципу. Мы не добьемся, чтобы в девять часов вечера по всем каналам показывали концерт Чайковского – этого не будет никогда.
«В детстве футбол был на первом месте»
– Что для вас значит успех?
– Для меня он не выражен в количестве концертов. Хотя концертирующий музыкант должен много выступать, чтобы как можно больше публики тебя узнало и купило пластинки. Поэтому слово «карьера» в нашей профессии не такое ругательное. Успех должен находиться внутри, а не во внешних проявлениях. Он для меня не выражен в каких-то децибелах или количестве интервью, данных в день, – это просто часть работы. Успешность – в успехе моей команды. Это понятие было для меня превалирующим с детства, когда я был капитаном футбольной команды, старостой двора – заливал зимой каток, чтобы играть в хоккей. И моя команда фонда «Новые имена» и фестиваля «Крещендо» знает, что такое успех. Не поп-индустрия – это не музыка, а что-то странное. Как за два месяца можно сделать звезду? Мне нравится у Гергиева слово «пахать». Без этого успеха не будет.
– У вас, серьезного музыканта, есть какие-то несерьезные увлечения?
– А музыку вы считаете увлечением (смеется)? Если серьезно, музыка была моим увлечением до 15 – 16 лет. Потому что я тогда был полностью занят спортом – был заядлый футболист, хоккеист. И музыка у меня была на четвертом месте, при том что на иркутском уровне я считался вундеркиндом. Спорт у меня тогда превалировал. И я не жалею об этом, потому что спортивная закалка очень помогает. Валерий Гергиев тоже очень спортивный человек и до сих пор играет в футбол. Бывая на фестивале в Финляндии, он всегда участвует в матчах, и жесткие ребята-финны частенько его травмируют, да так, что он потом не может ходить. В этом году я тоже туда поеду, и надеюсь, отомстим им. Увлечения какие? Я люблю многое – кино, живопись. Джаз – моя вторая страсть. Без него я бы не смог существовать, я с детства живу этим состоянием души. Я не играю джаз чистой воды, а некие свои джазовые фантазии, которые нравятся публике. И не собираюсь с этим заканчивать.
Татьяна Подъяблонская, "Комсомольская правда"