Она сама блистала на сцене, теперь преподает в бердской музыкальной школе. Ее ученикам рукоплескала великая Монсеррат Кабалье.
Со своими талантливыми учениками Лилия Жданова, педагог по вокалу бердской музыкальной школы, побывала в разных странах. Но особенной стала поездка в Испанию в декабре 2014 года.
Для Монсеррат Кабалье в честь ее 80-летнего юбилея устроили праздник в королевском театре Мадрида. И пригласили оперных певиц со всего мира для участия в концерте. В число приглашенных звезд попала и новосибирская оперная певица Ирина Чурилова, чьим консультантом вот уже четыре года является Лилия Жданова. Ее Ирина пригласила поехать с собой. Требовалась поддержка педагога.
Ирина спела великолепно, оценила Лилия Николаевна. Великолепно выступили и другие солисты. Но главное событие вечера было впереди.
“Монсеррат уже в возрасте, и родственники очень трепетно к ней относятся, просто подойти и пообщаться с дивой не представляется возможным”,
– вспоминает Лилия Жданова. Но великая Кабалье и ее племянница очень хорошо знают Ирину, несколько лет назад она проходила мастер-класс в Испании. И потому вместе с Чуриловой удалось зайти в гримерку к Кабалье и Лилии Ждановой.
Легендарная певица очень радушно встретила сибирячек и вначале обратилась на английском к Лилии Николаевне. Вот тогда бердчанка пожалела, что не знает иностранных языков. Поговорили через переводчика о творческих планах на будущее. Монсеррат отметила, что Ирина — молодец, за четыре года выросла профессионально.
“Занимайтесь, совершенствуйтесь”,
— такое напутствие дала оперная дива Чуриловой и ее педагогу.
“Она очень славная, улыбчивая, у нее очень мягкая рука. Я прижалась к ее руке, погладила, потом мы обнялись и поцеловались. И Монсеррат какая-то вся лучистая, энергетика у нее солнечная. Для меня эта встреча была такой неожиданной, что теперь я думаю, а была ли она вообще”,
— вспоминает Лилия Николаевна.
После концерта мадридские газеты написали, что королевой вечера в честь Монсеррат Кабалье была Ирина Чурилова.
Некогда и Лилия Жданова блистала на сцене. Выступала в музыкальных постановках и филармонических концертах.
После окончания Новосибирской консерватории Лилия вместе с мужем-военным отправилась на Дальний Восток. За 15 лет службы супруга военным моряком Ждановым пришлось несколько раз переезжать из одного города в другой.
“Мне повезло, что я все время работала по профессии, я все время пела”,
— вспоминает Лилия Николаевна.
Когда они приехали в Советскую Гавань, Лиля узнала, что музыкального театра там нет. Однако есть драматический. Отправилась к главному режиссеру и директору театра. Покрутили, повертели ее диплом, и главред воскликнул: «Боже мой, что у нас будет делать оперная певица?». Впрочем, в дипломе числилось еще две квалификации: «камерная певица» и «преподаватель вокала». Певицу все же взяли на работу. Чем она занималась? Всем понемногу. Записывала музыкальные фонограммы, в детском спектакле пела партию поросенка Наф-Нафа.
Но однажды в драматический театр на гастроли прибыла труппа краевого театра музкомедии. И певица встретила знакомого еще по Новосибирску дирижера. Он увидел Лилю и очень удивился: «Откуда ты здесь?». И когда узнал, то отрезал: «Для Советской Гавани будет слишком шикарно, чтобы ты здесь пела, давай-ка к нам, в театр».
Контракт у ее мужа заканчивался. Ничего не мешало пройти прослушивание в Хабаровском театре музыкальной комедии. В следующем сезоне она уже выступала на сцене. Шел 1980 год.
За два сезона она успела спеть два премьерных спектакля Оффенбаха «Мадам Фавар», «Герцогиня Герольштейнская», партию Адели в «Летучей мыши», в «Цыганском бароне». Исполняла те партии, которые были подвластны ее колоратурному сопрано.
Но жить в Хабаровске долго не пришлось. Мужа опять перевели. Во Владивосток. Театра музкомедии там не было. Решила пойти в филармонию. И хотя вакантных мест там не было, Лилию Николаевну прослушали. И зачислили в эстрадную группу — до поры до времени. Вскоре ее перевели на постоянную основу. Певица начала исполнять классические произведения.
“Здесь началась иная музыкальная жизнь, очень насыщенная, и я поняла, что начала расти как певица”,
— вспоминает Жданова.
Но их опять ждал переезд в Хабаровск. В музкомедию Лилия не захотела возвращаться. Продолжила карьеру певицы в Хабаровской филармонии. Это были самые плодотворные годы в жизни Лилии Николаевны. 10 лет пролетели как один день.
Обстоятельства сложились таким образом, что пришлось возвращаться в Новосибирск. Но на жилье в мегаполисе у семьи не хватило средств. Купили квартиру в Бердске.
Ей было уже 45 лет. Лилия посчитала, что уже пора заканчивать с концертной деятельностью. И не стала искать себе место ни в филармонии, ни в театре. Отправилась в бердский отдел культуры. Здесь она ощутила дежавю. На нее посмотрели с удивлением и отправили в школу искусств. А потом Жданову переманили в музыкалку.
Лилия Жданова считает, что ее продолжение теперь в учениках. Гордость Ждановой — ее воспитанница Анастасия Жданова, солистка Новосибирского театра оперы и балета. Еще Андрей Сартаков. Пока он учится в консерватории. Они с ним побывали на конкурсах и во Франции, и в Испании, и во многих других странах, отмечает Лилия Николаевна. Очень талантлива Лариса Торопчина.
Для нее не существует любимой музыки или композитора, признается бердчанка, тебя заполняет музыка та, над которой ты работаешь. Здесь и сейчас. Ложишься с этим спасть и встаешь. Идешь по улице, а эта музыка звучит у тебя в голове.
Я не смогла удержаться и попросила Лилию Николаевну спеть. Удивительно молодой чистый и глубокий голос, казалось, заполнил всю аудиторию, в которой педагог занимается со своими талантливыми учениками.
Лилия Жданова, бесспорно, достояние Бердска, его золотой фонд, на котором держится слава, история и будущее города.
Галина Панчева, kurer-sreda.ru