6 июня 2021 не стало Виктора Львовича Симона. Выдающегося виолончелиста, и, наверное, одного из лучших в мире оркестровых концертмейстеров-виолончелистов.
При этом всю свою долгую и насыщенную жизнь Виктор Львович блестяще совмещал то, что многим кажется несовместимым — интенсивную работу в одном из лучших и востребованных русских оркестров, БСО им. П. И. Чайковского, и блестящую сольную карьеру.
Владея широчайшим репертуаром, от барокко до современных композиторов (многие из которых писали сочинения специально для него), Виктор Львович оставил после себя обширную даже для музыканта, который занимается только сольной деятельностью, а главное, фантастическую по качеству исполнения дискографию, где он выступает со своими соратниками: Александром Бахчиевым, Александром Корнеевым, Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым и многими другими.
Послушайте эти записи: Дон Кихот Штрауса с Рождественским (записано с двух дублей, хотя сейчас мне мало кто поверит), Концерт Мясковского с Федосеевым (1986), “Вариации на тему рококо” Чайковского, Концерт Шумана, “Шеломо” Блоха, Концерт Бориса Чайковского, раннюю, просто изумительную запись первой сонаты Мясковского с Александром Бахчиевым, романсы Бородина с А. Ф. Ведерниковым и многое, многое другое. Вы услышите лучший образец того, что называется традиционной русской виолончельной школой!
Фантастический легкий, полетный и в тоже время неизмеримой силы звук, совершенство штрихов, логика и изящество построения фразы, ни одной ноты не сыграно просто так! Я не так часто могу себя заставить послушать какую-нибудь запись дважды, но записи Симона переслушиваю по многу раз, они меня просто завораживают.
Я имел счастье десять лет проработать рука об руку с этим выдающимся музыкантом. Виктор Львович совмещал в себе и веселого жизнелюбивого человека, обожающего всякие приколы (чего только стоит его идея сыграть нам вдвоём на одной виолончели скерцо Гоэнса, или его исполнение на юбилее Федосеева жиги из шестой сюиты Баха в тельняшке и с бубном, привязанным к ноге!!), и дотошного до мозга костей профессионала, который ни себе, ни коллегам не позволял ни капли халтуры.
Он был и фантастически тонким и умным руководителем, который всегда знал кому, когда, что и как сказать для того, чтобы не обидеть, а помочь.
Каждое выступление Виктора Симона, будь то соло в оркестре или концерт в Малом зале Московской консерватории, было целым действом – продуманным, выверенным до мелочей и в тоже время импровизационным и спонтанным. Он умел так приковать внимание слушателя к своей игре, что в зале неизменно воцарялась такая тишина и буквально страшно было вздохнуть.
До самого преклонного возраста Виктор Львович каждый день занимался по несколько часов, был в превосходной исполнительской и умственной форме (достаточно сказать, что он, не умея вносить в мобильный телефон номера, равно как имена, отчества и дни рождения, помнил все это наизусть). В 90 (!!!!) лет сыграл блестящий концерт из двух отделений в Малом зале, где в числе прочего исполнил концерт Боккерини си-бемоль мажор и сонату Вебера. А вскоре после этого по приглашению Бориса Андрианова сыграл на закрытии фестиваля “Vivacello” “Песнь менестреля” Глазунова, да так, что после его игры выступления иностранных звёзд показались чем-то маловразумительным…
Как-то мой профессор, Дмитрий Георгиевич Миллер, сказал про Симона, что он в свое время был равным среди лучших. Очень точная характеристика, учитывая то, что под лучшими, среди которых Виктор Львович был, безусловно, равным, подразумевались Мстислав Ростропович, Святослав Кнушевицкий, Даниил Шафран, Фёдор Лузанов, Валентин Фейгин и совсем недавно от нас ушедший Лев Евграфов…
Уходит поколение рыцарей музыки, ушел к ним и Виктор Львович: спокойно, на руках у своей любимой супруги, с которой он прожил вместе 60 лет.
Царствие небесное!
Солист оркестра Большого театра Петр Кондрашин